Туросна, Велеса,

1970 год.

Частный архив Яны Жуковой
Страница из альбома
Наш маршрут 1970 года проходил по 4 рекам Юго-Западного Валдая.
Река Туросна берет начало в угрюмых заболоченных лесах, а от дер. Кащенки выходит в край сосновых лесов.
На Туросне нанизаны небольшие озёра: Островно, Песковно, Боровно, Ореховно и Жарки, укрытые от ветров высокой сосновой оградой. Километрах в 10-ти ниже оз. Жарки Туросна впадает в бойкую Велесу. Вблизи впадения Велесы в Западную Двину к реке подступают могучие дубравы. От Велесы Зап. Двина 40-50 км течёт среди лугов и полей, а затем опять течёт среди сосновых лесов. Около хуторка Устье в Зап. Двину впадает р. Торопа. По ней мы должны подняться вверх по течению до пос. Старая Торопа.
Маршрут взят из газеты «Советский спорт» от 4 июня 1964 г.
Протяженность маршрута ≈ 220 км.

В Земцах сошли с поезда мы одни. Это уже хорошо.
27 июня. Суббота.
Вчера, 26 июня в 23 ч.10 мин. с Рижского вокзала поездом Москва-Рига, мы отбыли из Москвы и в 7 часов 10 мин. утра сегодня прибыли на ст. Земцы.
В поезде с нами ехало несколько групп байдарочников. В Земцах сошли с поезда мы одни. Это уже хорошо.
Нам предстояло долгое, до 17 ч. 45 мин., ожидание пересадки на поезд, следующий до п. Жарковского.
Наши мужчины сразу начали зондировать почву для более скорого отъезда из Земцов.
А мы ждали…
Народ кругом работает, а мы в отпуске…
Время тянется очень долго. Становится жарко. От солнышка прячем шашлык. Вечером будет ведь открытие лагеря. Где-то оно будет?
Оказывается, ребята договорились с машинистами паровоза, который чадил, пыхтел и мотался по путям, собирая состав.
И вот в 10 ч. 10 мин. сигнал: ”Грузись!”
Мы даже растерялись. Куда грузиться-то? Поезд ведь товарный. Такой транспорт нам “подали” впервые.
Оказывается можно прямо в тамбур. В темпе грузили рюкзаки и байдарки, а сами – кто куда. Я, Женя и мальчики оказались в тамбуре, а остальные побежали к вагонам.
Поехали…

Мы с интересом оглядывали всё допотопное устройство паровоза, гудящую топку и двух спокойных машинистов. В тамбуре очень жарко.
Трясёт, грохочет, гудит – но едет.
Ехали около 30 мин. Машинисты обещали нас ссадить прямо у речки, не доезжая до Кащенок.
И вот у моста через Туросну остановка.
Вываливаемся из паровоза. (За проезд отдали 5 руб.)
Чувствую, что моя основная задача – это работа только как фотокорреспондента.
Оглядевшись, я увидела: моё родное шестнадцатилетнее дитя спускается с самого верха вагона, груженного лесом, а за ней ищет ступеньки Лида.
Оказывается они ехали на брёвнах в дыму, в пару, т.к. единственная площадка во всём составе была занята. Комедия!
Я бросилась к ним с фотоаппаратом.
Да… Приходилось нам уже за многие годы путешествий ездить и на военных машинах и телегах, на рыбацком катере по Топозеру и на метеоре по Финскому заливу, на баркасе с мотором по Белому морю и на такси по перевалам Уральских гор. Ну а такой способ передвижения нам представился впервые.
11 часов дня.
Мы “оседлали” железную дорогу Земцы – Жарковское. По обе стороны полотна лежат наши рюкзаки и байдарки. Мы даже не пытаемся собрать их в одно место. Ни нам никто не мешает, ни мы.
Уже пообедали и даже искупались в третьем колене Туросны. Это она в третий раз на 27 км от Земцов пересекает железную дорогу. Вода в ней холодная и коричневая.
Очень жарко. Из небольших тучек льёт иногда небольшой, весёлый дождь, весь пронизанный лучами солнца.
Кругом лес, трава по пояс, очень тихо.
Собираем байдарки, готовим вещи к укладке.
И нас зверски кусают комары и мошка. Старые знакомые. По количеству и качеству они ничуть не лучше поньгомских, самых голодных. Но мы, по предложению Сагида, договорились чесаться молча и не стонать, дабы не увеличивать паники.
К 5 часам байдарки собраны и спущены на воду!
В 17 ч. 30 мин. отплыли. Ура!
Речка началась для нас узким и очень заросшим ручейком, очень похожим на Волкоту, что породило в нас некоторую тревогу.
Она петляла по лугу долго и только через 1,5 часа мы вошли в лес. Ну а здесь нас подстерегали завалы и заколы.
Идти трудно. Несколько раз приходилось обносить или разбирать завалы. Здесь видно никто не ходит. Глушь. Стало смеркаться, когда мы решили встать на ночь и то по необходимости – предстоял очередной обнос.
Палатки поставили на всеми позабытой дороге. К вечеру были доведены почти до отчаяния жутким количеством комаров и разного вида мошки. Настроение пошло в минус. Но праздничный стол и шипящий шашлык сделали своё дело. Даже стало казаться, что комары оставили нас в покое.
Итак, состоялось открытие лагеря! После ужина долго бродили по дороге, уходя далеко от лагеря. Даже в темноте находили грибы и хором радовались столь ничтожным пока дарам природы.
28 июня. Воскресенье.
В шесть утра были разбужены мошкой. Адюшка вопит, Ната стонет, Женя становится всё мрачнее.
А мы начинаем дежурство. Быстро позавтракав, быстро собравшись тронулись в путь.
Мужчины с грузом на лодках, а мы – берегом, т.к. предстояли обносы. Рады, что выбрались из этого комариного царства.
Шли по лугам, лесочкам. Поджидая лодки, отдыхали, купались. Жарко. Вскоре вышли к небольшой деревеньке. В ней ни души – все на покосе. Через полчаса хотя бы вышли на озеро. Вероятно Островно. Выбрали великолепную полянку для лагеря. Мы вот только сейчас начинаем чувствовать тишину, т.к. все заботы, поглощавшие всё наше внимание, остались позади. После вкуснейшего обеда мы забрались в палатки додремать недоспатое. Комары остались по ту сторону. Сквозь сетку полога видно всё озерко, окружённое стеной леса. Латыпов впервые ушёл на рыбалку, но неудачно.
Вечером гуляли, а потом катались на байдарках по озерку часа полтора.
Какой сегодня красивый закат!!
29 июня. Понедельник.
Ведь только с сегодняшнего солнечного утра начинается календарный отпуск. Мы опередили время на два дня! Хорошо!
До обеда пробыли на этой стоянке. После обеда вышли из озера, продираясь через сплошные заросли тростника, вышли в Туросну. После дер. Кащенки речка стала совсем приличной.
Пошли замечательные места: песчаные берега, сосны, великолепные поляны. Купаться останавливаемся где захочется. Очень приятно идти в эти предвечерние часы. Чуть прохладно, солнышко подглядывает за нами из-за огромных сугробов облаков. Я совсем освобождена от всех работ. Всё делает Женя с ребятами. Побаиваются за меня, от солнышка прячут в тень и не дают ничего делать.
Сейчас по палатке стучит дождь. Ребята играют в нашей палатке, а мужчины сидят под дождём на реке надеясь поймать рыбку.
Мы после двух часов хода от озера встали на высоком берегу, поросшем молодым сосняком. Мы схватились за фотоаппараты. Уж очень живописное место. Это местечко назвали “Сосенки”, но спустя несколько часов переименовали в “Комариное”.
Дал обет он в первый день, что побреет бороду, когда поймает первую щуку.
30 июня. Вторник.
В 14 часов снялись с этого сказочного бережка. Комары и мошка не дают нам покоя.
С утра побродили по лесу. Там очень душно. Лес пересушен, очень много завалов. Нет здесь ни ягод, ни грибов, а на реке и рыба не ловится. Ребята тоже в отчаянии от комаров и безрыбья. Сегодня впервые дежурят дети. Устроили нам “ленч” – чай с лимоном и бутербродами и поплыл наш флот дальше.
Ура! Ура первой щуке! Емельянов сегодня бриться будет! Дал обет он в первый день, что побреет бороду, когда поймает первую щуку. Уж нам стало казаться, зарастёт бородой Емельянов. Ан нет! А щуки одна за другой. И вот их уже четыре!!
Хорошо на реке. Можно загорать и купаться. Комары на берегу остались. Там ведь не разденешься, хотя очень жарко.
Сейчас опять пошла в ход поговорка прошлого года: “Щуку показать?!!”
Нас весь день догоняет гроза. Громыхает, а мы от неё стараемся уйти. Но кажется она нас накроет.
Проезжаем дер. Бенцы. Редко на Туросне попадаются посёлки.
За поворотом открылась нам большая двухэтажная терраса.
Здесь то мы и обосновались и кажется надолго. Комаров нет. А уха первая была хороша!! Вечером ходили в деревню за молоком и картофелем.
Здесь у нас даже было время почитать стихи Есенина.
1 июля. Среда.
Ну и места эти хороши! Погода не изменяется. Солнечно, жарко. Комаров днём нет, так что жизнь началась хорошая, свободная от необходимости одеваться в жару от комаров. Купальни у нас на каждой стоянке великолепные – песчаный пляж полого спускающийся в воду.
Вечером после трудов ратных устраиваем на лугу танцы и “массовые гуляния”. Ходили опять в грустную деревню за молоком. А грустна она тем, что в 4-х дворах её живут одни старики, молодёжь вся уехала в леспромхоз, там лучше.
Эту стоянку мы называем набережной Есенина. Здесь у нас даже было время почитать стихи Есенина.
А это фото уже из другой нашей днёвки. “Подкова”.
2 июля. Четверг.
Утро нас встретило дождём. Сидим в палатках. Лида готовит завтрак.
В 14 часов пошли дальше. Впереди Велеса. Речка долго петляла. Когда мы вышли на озеро Боровно, разразилась гроза. Озеро всё сплошь заросло.
Разве таких озёр мы ждали… А гроза гремела. Молния вспыхивала прямо над нами. Женя, конечно, не желая терять время, “лопатил”. Я ворчала и заставляла его причалить. Но впереди озеро Жарки. Местные рыбаки расхваливали его на все лады. Вот наши рыбачки к нему рвались сквозь грозу.
И оказалось оно тоже очень заросшим, очень мелким озером. Берега низкие и заболоченные, а единственный высокий берег занят деревнями. И мы разочарованные решили опять идти по Туросне дальше. Она стала ещё красивее. Берега крутые, высокие, песчаные, а лес – сплошь сосновый. По мосту через Туросну проезжали машины. Здесь шумно. Пройдя мост, мы прошли около километра, встали на берегу, где речка огибала мыс подковой. И название стоянки родилось сразу же: “Подкова”. И опять мы поём дифирамбы природе. В придачу к лагерю песчаный пляж.
3 июля. Пятница.
Спим, как всё равно дома. Встали только в 9 ч. Удивительно, что здесь как-то особенно красиво и разнообразно поют птицы. Первое, что входит в твоё сознание после пробуждения ото сна, это их трели в тишине лесной. Сегодня дежурят ребята. Мы как-то наворчали на них за их нерасторопность и неумение. Сегодня они уже сделали выводы. А как же они радуются купанию и возне в песке, рыбалке и огромным деревьям, на которые они забираются. В этот раз они оба имеют собственные спиннинги. Они очень этим гордятся. Погода великолепная, но уже устали от жары. Просим у неба ветерка, чтобы комаров разогнать. От солнца хочется спрятаться в тень, а там поджидают армии комаров. Спасает нас купание. На другом берегу устроили место отдыха от комаров.
После завтрака пошли в лес, оставив около лагеря Женю. Ничего нет в таком великолепном лесу. Набрали 0,5 литра черники и земляники. Попадалось много маслят, но в основном они плохие. Уже очень жарко. После обеда наши рыбаки ушли на озеро Жарки, а мы развлекаем себя как можем. Ждём их и готовим блины с ягодами.
4 июля. Суббота.
Живём на этом же месте. Сейчас 6 часов вечера. День изумительный – тихий, солнечный. Настроение великолепное, тем более оно поднялось после двух щук. Одну из них Аркадий поймал на спиннинг. Радости очень много. Другую взяли с жерлицы. Ввиду исключительного случая Ната вручила отцу подарок, приготовленный ко дню рождения – комбинированный безмен и рулетка. Тут были измерены щуки: 1,5 кг х 60 см и 0,6 кг х 44 см.
Главное, наши рыбаки воспрянули духом – рыба появилась. Вода в реке очень заметно снизила уровень. Ведь по рассказам местных за несколько дней до нас здесь лили дожди и уровень очень поднялся. Поэтому рыба плохо ловилась.
Сегодня женская половина команды ходила в деревню в магазин за хлебом и песком. Опустили письма в Москву. Здесь деревни хорошие, богатые.
5 июля. Воскресенье.
Пока ещё не надоело на нашей “Подкове”. Наслаждаемся всеми благами. Погода нам не изменяет. По вечерам увлекаемся танцами. Заставляют видно нас комары. Они не дают нам долго посидеть у костра, да и наши мужчины не разжигают больших костров. Опять вспоминаем Захарова – любителя огромных костров. Поэтому и берём уроки современных танцев у Наташи, а музыкой нас обеспечивает Латыпов.
Рыбаки наши всю речку ощетинили жерлицами. Рыбка ловится.
22 часа. Мы на слиянии Туросны и Велесы!!
Раздалось громкое “Ура!”
Велеса шире, быстрее, дно и берега песчаные.
Комары и мошка та же, но мы стали выносливее. Стоянка опять в сосновом бору с огромным пляжем.
6 июля. Понедельник.
Утренняя разведка донесла, что прямо за палатками несметные заросли земляники. Вооружившись посудой, мы пошли в наступление. Через 1,5 часа мы отказались её собирать, т.к. уже ведро наше на 4,5 литра было полно и сознание того, что мы в любое время можем её собрать, притупило наше рвение.
Женя и Сагид ушли по Велесе вперёд, что нас ждёт впереди, а ребята ловят пескарей и стонут, что им не хочется готовить обед – они сегодня дежурные.
Мы с Лидой радуемся красотам, таскаем всюду фотоаппараты.
Называем это местечко “ягодным”.
Для всех нашлось занятие. Пошли в работу удочки. На жерлицы взяли только окунька. Но такой улов настоящих рыбаков не удовлетворяет. Они рвутся вперёд.
7 июля. Вторник.
До чего же здесь хорош лес: сосновый, чистый, небольшая травка и всюду земляника. После дневного отдыха собираемся обследовать противоположный берег. Там черника. Рыбакам нашим не сидится, уплыли на Туросну.
Сегодня разбирались по карте: сколько нами уже пройдено и сколько можем ещё пройти.
Тот маленький маршрут в 90 км, который мы намечали, уже пройден за 9 дней. Из них ходовых часов было максимум 20-25. На пяти стоянках стояли, на некоторых по 2-3 дня. Впереди ещё 17 дней. Так что решение приняли такое: идём до п. Устья на Западной Двине км 80, а потом, судя по рассказам местных, пойдём вверх или по Торопе до Старой Торопы (замкнём наш прошлогодний маршрут) или по р. Жижице на Жижицкое озеро.
Обсуждение дальнейшего маршрута проходило немного в раздражённом тоне и всё из-за Емельянова. Мне это не нравится. Он не хотел обсуждать подробности, удивляясь на нас, как это мы до сих пор не усвоили. А это всё из-за того, что он с головой уходит в свои заботы и увлечения и становится небрежен с окружающими.
Всё время стоит жара. Палатки мы поставили в тени. В них ещё можно отдохнуть от жары и комаров, которые не дают покоя в тени.
Ходили опять за земляникой. Опять собрали ведёрко.
Очень банально, пожалуй, будет звучать описание всех красот.
Какой сегодня изумительный вечер! Тишина! Вечерние лучи солнца позолотили жёлтые стволы сосен и сделали зелень ещё зеленей.
Ната с Лидой переправились вброд на тот берег за черникой, а я дежурная осталась в лагере, пеку блины и между делом щёлкаю фотоаппаратом.
За перепуганной и запутавшейся щукой, глотнувшей крючок жерлицы, Жене пришлось нырять с маской. Вечером они ушли опять на рыбалку. Девчата вернулись с полным ведром черники. Блины готовы, а рыбаков всё нет. Сварили мы даже варенье!! Где-то поешь блинов с таким букетом ягод!!
Вернулись наши рыбаки часов в 11 усталые. Отдали нам мелочь, мы разочарованно вздохнули и принялись разогревать блины. А они вдруг победно подходят к костру со щуками в руках. Ну и молодцы!
Костёр мальчишки устроили большой, долго пили чай, танцевали.
Сегодня днём бродили по окрестностям. Какое раздолье! Сосновые боры прерываются лугами, по ним петляет речушка, впадающая в Велесу.
Очень банально, пожалуй, будет звучать описание всех красот.
А бродили мы втроём, четвёртым был фотоаппарат.
Заодно устроили на ходу репетицию спектакля “Бременские музыканты”.
8 июля. Среда.
Опять ходили на ту сторону за черникой. Бескрайние заросли!! Набрали ведро, все кружки, нарвали букеты и, несмотря вниз на ягоды, двинулись обратно. Правда глядеть вниз нам приходилось. Вчера ведь Лида с Натой наткнулись на змею. Приходится остерегаться.
В 15 часов – обед. Царские порции жареной рыбы. После обеда мы двинулись в путь.
Следующее место стоянки Женя и Сагид приметили, когда ходили на рыбалку. Велеса очень мелкая, часто попадаются песчаные мели. Мужчины пошли на байдарках, а мы пошли через лес. Заодно устроили на ходу репетицию спектакля “Бременские музыканты”. Ведь 10 июля у нас должен быть концерт, посвящённый 41-ой годовщине со дня рождения Емельянова. Все пришли к единому мнению и избрали этот полюбившийся всем и выученный наизусть мультфильм.
За 1 ч. 15 мин. дошли до места. Место стоянки превзошло наши ожидания. В тени многовековых дубов поставили палатки, и огромный луг перед палатками принадлежал тоже нам. Даже комаров нет.
Чуть сзади палаток – пляж. “Дубки” назвали мы это местечко.

9 июля. Четверг.
Наслаждаемся отпуском. Все заботы сводятся к купанию, прогулкам, отдыху, фотографированию и раз в 3 дня дежурить.
Стоит жара. Спасаемся купанием.
Полным ходом идёт подготовка к завтрашнему дню.
Мужчины из деревни принесли 3 ведра картошки, а мы намечаем меню, разрабатываем программу.
О ужас! У нашей палатки видела гадюку.
А коньяк по старой цене.
Ведь очень прискорбно, что с 1 июля подорожал коньяк и шампанское.
10 июля. Пятница.
День очень солнечный, жаркий. Купаемся без конца. Меня прячут всё время в тень. Рыбаки ходят огорчённые – совсем рыба не ловится. Пир назначили на 6 часов и мы разрешили им уехать на рыбалку.
А в лагере всё кипит. Мальчишки занялись подготовкой самодельных подарков. Провели две репетиции. Время 5, 6, 7 часов, а рыбаков всё нет. У нас кончается терпение.
И вот они явились. Усталые, поджаренные солнцем и со щуками. Мы поворчали, но сменили гнев на милость.
Праздничный стол ломился от яств. Мы напекли пирогов с черникой и курагой, были даже солёные грибки.
А коньяк по старой цене. Ведь очень прискорбно, что с 1 июля подорожал коньяк и шампанское.
Началась торжественная часть: поздравления и вручение подарков.
Подняли чарки за здоровье новорожденного и его супруги, это значит за моё.
Ну а труппа наша была готова начинать представление.
Объявляются “Бременские музыканты”.
Зрителей всего двое – мужчины, остальные – артисты.
Аркадий совмещал со всеми ролями роль ведущего. Все играли как настоящие артисты. Спектакль прошёл с большим успехом.
Потом Валера исполнил куплеты Бубы Касторского из к-ф “Неуловимые мстители”.
Долго распивали чаи с пирогами и ягодами, а потом всей ватагой пошли купаться. Долго ещё смех и визг раздавался над Велесой.
Ура! Западная Двина! Уже третья речка на нашем маршруте
11 июля. Суббота.
День ветреный, пасмурный, как раз ходовой. Снялись в 11 ч. 15 мин.
Скоро должна быть Западная Двина. Лес отступил от реки. Стали чаще попадаться песчаные мели. Ветер встречный, затрудняет движение.
На одной из жерлиц, поставленных ещё вчера, сняли хорошую щучину. При взвешивании оказалось 2 кг.
Ура! Западная Двина!
Уже третья речка на нашем маршруте. Над ней бегут дождевые тучи. Река широкая, с быстрым течением.
Шли не отдыхая. Ведь задача за два дня пройти этот участок Зап. Двины ≈ 70 км.
Остановились на обед. Женщины поспешили в Морозово в магазин.
Вернулись ни с чем, т.к. до Морозово ещё км 3-4 от этой деревни, да и обеденный перерыв.
На обед – отменная уха, двойная.
Ната, несмотря на ветер, купалась в Зап. Двине.

В 16 ч. пошли дальше. Двина всё шире, чаще садимся на мели. Берега пустынны, лишь только заросли ивняка у самой реки. В 19 ч. прошли д. Севастьяново. Ведь здесь кончался первый короткий вариант нашего маршрута. В деревне магазин до 5 ч. В пекарне купили 11 буханок белого горячего хлеба, молока и творога. И на берегу устроили ужин.
Берега такие, что вставать совсем негде. Даже подойти трудно.
Сейчас мы были удивлены жутким количеством скворцов. Стая наверное в несколько сотен птиц летела густой чёрной тучей бешенным, очень непривычным темпом и эта туча причудливо меняла свои очертания.
Вся эта масса издавала шум, ни на что не похожий.
А какой сейчас красивый закат!
Солнце садится в синюю тучу и раскрасило её красными мазками. Наверное завтра опять ветреная погода.
Смогли встать на одном из скошенных лугов – почти болото, но сухое.

12 июля. Воскресенье.
Нас встретило яркое солнце, несмотря на все плохие прогнозы.
В 10 ч. 10 мин. мы уже спустили байдарки. Заметили, что на Зап. Двине комаров чуть-чуть.
Через час подошли к большому, бетонному мосту. Здесь пос. Шишово. Тут же остановка автобуса на Старую Торопу. В магазине запаслись всем, что нам нужно. Здесь есть даже сливочное масло. Обедать встали около маленькой деревушки, где взяли молока. Отдохнули в высокой траве. Опять стало жарко. Купаться здесь не очень приятно.
Кончились пустые берега. Опять сосны, опять песчаные откосы. И опять решили пройти по берегу, а отцы – с байдарками. С высокого берега открывались красивейшие виды. А лес – очень чистый, почва покрыта свежим зелёным ковром.
Жалеем, что не взяли с собой фотоаппараты. Нас догоняет туча. И только мы начали ставить палатки, как на нас обрушился шквал дождя. Спрятались по палаткам. А дождь хлестал реку и лес изо всей силы.
А после ужина пошли осматривать наши владения.
И лес сразу засиял всеми красками, на которые он способен.
13 июля. Понедельник.
Ночью опять сыпал дождь. Но после завтрака мы всё равно пошли в те места, где вчера проходили без фотоаппаратов. Сегодня под накидками мы несли фотоаппараты.
И такое вдруг яркое солнце улыбнулось нам. Появились на небе голубые озерки среди белых и тёмных дождевых туч.
И лес сразу засиял всеми красками, на которые он способен.
И опять Западная Двина ощетинилась нашими жерлицами. Теперь Женя и Сагид уверенно ставят жерлицы везде, где у нас есть днёвки. И щуки попадались одна за другой.
Сегодня от местных рыбаков узнали, что до д. Устье осталось 3 км. Так что завтра мы уже будем на Торопе.
14 июля. Вторник.
Уезжаем с этой стоянки. Это самое щучье место. За день и ночь на жерлицы взято 5 щук. Утро выдалось прохладное, но вода всё равно ласковая, тёплая.
Емельянов не мог спокойно спать среди такого количества жерлиц. В 4 часа утра он уже снял пару щук в 2 и 2,5 кг.
Во время завтрака сняли ещё. Клевали латыповские жерлицы. И снимал сам хозяин. Ну а наша задача – чистить.
Прощаемся со сказочным дубом.
Перед отплытием мужская половина семьи Емельяновых предприняла заплыв по Двине на ту сторону и обратно. Аркадий выдержал и ходит гордый.
Прощай “Щучья набережная!”
13 часов. Мы у д. Устье. В ней всего два старых, разваленных двора. В 200-х метрах от Устья по правому берегу увидели две речушки, впадающие в Западную Двину.
У Жижицы увидели байдарочку.
Между прочим первых туристов мы встретили только на Двине.
Хозяева этой байдарки, пожилая пара, уже не раз ходили по Жижице. Сейчас они спустились по Торопе. Предупредили, что впереди длинный перекат.
Решили идти по Торопе.
На ходу уничтожаем восточные сладости и вяленых лещей.
Здравствуй, наша старая знакомая Торопа!
Ширина реки всего 5-6 м. Жижица всего – 2-3 м. Нам осталось всего 50-60 км.
Берега скучные. Вода очень спокойная, но очень чистая. Узнаём свою Торопу по чистоте воды. Видно дно на глубине 2-3 метров.
Торопа через 300 м встретила нас хорошеньким перекатом. Прошли его всего за час. А ведь идти приходится вверх по течению.
Пришлось здорово попотеть, не мне, конечно. Я только переживала за них, когда не выгребали. Жене пришлось в проводку вести байдарку, т.к. на сильных струях не справлялись.
После этого длинного переката Торопа стала такой, какой мы помним её с прошлого года.
Дождь сыпет с утра, но мы плывём.
На ходу уничтожаем восточные сладости и вяленых лещей.
Берега Торопы опять высокие, а чистая вода чередуется с заросшими местами. Емельянов даёт обязательство хоть здесь на Торопе опробовать подводное ружьё. Дождь к 18 часам усилился и мы встали на ночёвку. Мужчины сразу же принялись за костёр, а мы забрались под плёнки.
Емельянов промок насквозь. Поставив палатку, переоделся в сухое.
А западнодвинские щуки ждали своей участи. Вечером устроили коллективную рыбалку, поставили опять жерлицы.
Мы с Лидой даже сварили заливное и ещё накормили всех двойной ухой.
15 июля. Среда.
День ветреный, но солнечный. Купаться здесь тоже здорово. Поляна, где мы встали, покрыта густым разноцветным ковром. Столько здесь цветов!
После завтрака ходили за черникой на ту сторону. Очень много здесь черники, но мы так устали, что с трудом набрали ведро. Набрали и грибов, даже два беленьких попалось.
Ну а дети к нашему возвращению наловили плотвичку и окуньков. Ната приготовила очень вкусный обед – на третье – ягоды. Мирово!
Вниз по Торопе проходят изредка байдарки. Удивляются, что мы идём вверх по течению. Обмениваемся мнениями о реке и маршруте.
Многие идут по Торопе и Жижице в Жижицкое озеро. Некоторые даже повторяют его. Говорят, что рыбки много.
И такой блаженный покой разлит повсюду, что разговаривать громко не хочется.
16 июля. Четверг.
Пишу уже на очередной стоянке. Чудное местечко!
Всё здесь как в сказке. Нежная группка берёзок, сзади палаток поляна и кругом лес.
Вышли с “Цветочной“ поляны поздно, в 12 часов. Участок реки совсем нетрудный. У деревни Аверкино перенос через наплавной мост. Ну а пока мужчины занимались этой работой, мы ходили в деревню. Время было обеденное и продавец нам ничего не отпустила. Только продала нам молока. Она была неприветлива с нами, естественно, ей не хотелось идти в обед в д. Бараки через мост на ту сторону, где был магазин. Ушли ни с чем.
Торопа за каждым поворотом готовила нам сюрпризы. Виды – один лучше другого.
Пройдя мост, мы увидели маленькую берёзовую рощицу, всего несколько берёзок с зелёным ковром травы, спускающимся к реке песчаным пляжем. Торопа в этом месте делает два поворота, образуя букву S. Противоположный берег высоченный, крутой, заросший сосновым лесом.
Очень тихо. Время сейчас 20 часов. Чуть пасмурно.
И такой блаженный покой разлит повсюду, что разговаривать громко не хочется. Мальчики быстро провели уборку полянки, т.к. она видно не только нам нравится.
Предполагаем, что нам осталось всего 20-25 км до Старой Торопы.
Итак, наш маршрут приближается к 220 км.
Сегодня только 16 число, а нам отдыхать до 24/VII. Так что здесь мы обосновываемся надолго. С нетерпением жду утра, чтобы фотографировать на цв. плёнку.
Меня Женя тоже катал на байдарке, дарил мне цветы.
17 июля. Пятница.
Лежу в палатке и сквозь сетку полога смотрю, как веселятся на реке Ната с Лидой. Завидую. Время 21 ч. Опять вчера сердечко меня подвело. Ещё больно и очень большая слабость.
Ну и день сегодня! Духота жуткая! Ветерок чуть прошелестит в берёзках и затихает. А в самом лесу воздух густой, застоявшийся. Я почти весь день пролежала в спальнике под берёзками, читала Тургенева, Есенина, фотографировала. Настроение в лагере чуть потухшее из-за меня, но окружающая красота всё нейтрализует. Каждый занимается тем, что ему нравится: ловят рыбу, купаются, загорают, катаются на байдарке. Меня Женя тоже катал на байдарке, дарил мне цветы.
Откровенно говоря надоела уже рыба. Из ухи рыбу всю выбрасываем. Сейчас стали появляться малина и грибы. На завтра наметили поход за грибами, а меня оставят с кем-нибудь.
Латыповы с Натой отправились в дер. Степаньково. Через мост перешли на ту сторону, а деревня оказалась на этом берегу. Пришлось переплывать. И пришли ни с чем через 3 часа: магазин не работает. Узнали, что два раза в день из деревни ходит машина до Старой Торопы. От моста всего 18 км. Можно уезжать и отсюда, если у меня будет хуже.
18 июля. Суббота.
Жара стоит жуткая. Наверное за +30°C. Только купание спасает. Даже я купаюсь. Все плавают по очереди с маской, а Женя уже охотится с подводным ружьём. Утром почти все ходили за ягодами и грибами. В 20 мин. от лагеря вышли на заросли черники. Набрали ведро и бидончик и сами объелись. А к вечеру Женя и Сагид ушли в деревню в магазин и за молоком.
Я вроде прихожу потихоньку в норму. Очень тяжко в такой жаре.
Пришли ребята с покупками. Магазин открылся. А вечером все, кроме меня, ходили на озеро Заднее, находящееся от нас в 2-3 км. Рассказывают, что озеро очень красивое, в сосновом лесу. Пришли усталые от лесной духоты.
Вдали горел стог сена, подожжённый молнией.
19 июля. Воскресенье.
И опять жарко. Снялись в 10 ч. Постарались быстро собраться, чтобы не жарко было идти. Жаль расставаться с берёзками, но ребята тянут вперёд, волнуясь, что впереди очень заросшие участки и мы можем долго проковыряться.
Ходовые часы этого дня: с 10 до 12:30; 15:45 – 16:15; 17 – 21 ч.
До обеда были чудные берега. Русло реки как обычно. Вышли к озеру часам к 18. Озеро, когда-то огромное, сейчас заросло островами тростника. Встречные рыбаки уточняют наш путь. Одним было бы трудно. Торопа в месте впадения оказалось узкой глубокой речушкой, зажатой с обеих сторон тростником. А потом пошли тоскливые места.
Лес совсем пропал, совсем плоская равнина кругом, берега топкие. Вдали горел стог сена, подожжённый молнией. Гроза и сейчас над нами грохочет.
Река долго петляла по равнине и горящий стог появлялся то тут, то там.
Сегодня у нас напряжённый день. Останавливаемся только поесть и размяться. И нет конца и края, так нам кажется, этой унылой картине.
Гроза всё-таки накрыла нас.
Переждали грозу в молодых дубках. Молнии сверкали прямо перед нами. А гром раскалывал наши головы. Высовываясь из-под накидки Женя сфотографировал молнию.
Потом шли без отдыха. Уже вечерело. Прошли мост узкоколейки. Опять по берегам сосны, желтеют поля.
Опять очень красивые места. Новая гроза надвигается. По левому берегу очень живописная картина. Напоминает старинную помещичью усадьбу. Хозяева имеют свой сенокос и участок пшеницы. Встали наконец невдалеке от этого дома.
Мы уже в палатках. Темно уже, дождь идёт, а Лида зовёт ужинать. Слышны гудки поездов. Это отзывается Старая Торопа. Оказывается, что по прямой всего до неё 1-1,5 км. Здорово же мы перестраховались.
20 июля. Понедельник.
Утром оказалось, что мы поставили палатки в двух шагах от дороги. Место здесь очень симпатичное. С утра по дороге проехали даже машины, то и дело мелькают люди. Огорчились мы, конечно. Но, как установили ребята, дальше лучшего места нет.
Сейчас, после завтрака, все разбрелись кто куда: за грибами, на рыбалку. Ну а я сторож в лагере. Отлёживаюсь в палатке. Здесь кругом черника и все понемногу приносят грибов. По мере поступления новых порций, я чищу грибки. Попадаются беленькие.
Всю ночь и утром шёл мелкий дождь. Это впервые, пожалуй, за весь наш отпуск.
Сейчас ветер разгоняет сплошную облачность, проглядывает солнышко. Ведь с ним веселее: опять купание, опять прогулки.
До Старой Торопы и на самом деле оказалось 1,5 км, только не вперёд, как мы думали вчера, в назад по течению реки. Река делает здесь крутую петлю километров в 5 и подходит к Ст. Торопе с другой стороны, там где мы собирали байдарки в прошлом году.
Для отъезда это место лучшее. Колеблемся, оставаться здесь или перебираться на другое.
Женя один прошёл на байдарке до железнодорожного моста. И после его возвращения мы решили остаться здесь. Движение по дороге было из-за того, что молнией повредило столб в линии и на машине ездили исправлять.
Грибники привезли грибов. Из белых суп, а остальное засолили. Получилось много – 3-х литровый бидончик.
Вечером ходили на кордон. Там живёт целое поколение лесников. Очень красивая дорога ведёт к усадьбе. Взяли молока, сметаны.
Но сегодняшний день безупречен.
22 июля. Среда.
Кончается отпуск…… Сожалеем…….
Живём всё тут же. Место очень благодатное: каждый день грибы, ягоды. Запросто говорим мальчишкам: “Соберите-ка черники к чаю, или на компот, или на пироги”. И тут же тебе ягоды, как из твоего сада через 5-10 минут.
Сегодня устроили закрытие лагеря. Устроили пир. Пекли опять пироги с черникой. Мужчины даже ходили за пивом в Ст. Торопу. Весь день прошёл как-то очень хорошо. Вечером пылал долго большущий костёр, пели песни и с песнями гуляли по лесной дороге.
Я чувствую себя вполне прилично.
За последние два дня похолодало. Купаются только мальчишки. И опять были грозы.
Но сегодняшний день безупречен.
Немного грустно. Ведь завтра уезжать. Наши песни долго не давали спать соседней группе, которая только начинает свой маршрут.
Женя снарядил меня аппаратом и послал сфотографировать дерево, очень интересное. Девиз: любовь в природе.
23 июля. Четверг.
Вот и наступил последний день отдыха.
Собираем байдарки, сушим. Ползаем по лагерю, как трудолюбивые муравьишки. Поручили Наташе приготовление обеда.
К 13 часам надо собраться, и ребята пойдут за машиной.
Мне, конечно, пришлось мало трудится. В основном всё делает Женя, как всегда ворчит, что дети у нас не умеют ничего делать.
И наконец, вещи собраны, мужчины ушли, а мы ждём.
В 14 ч. 30 мин. ребята подъехали на военной машине. Солдаты помогали нам грузиться.
За 10 мин. мы доехали до станции. Знакомый посёлок, знакомые порядки.
В очереди за билетами уже стояли мальчишки.
Пока ждали своей очереди, сумели сходить по магазинам и кое-что купить. Обрадовались свежим газетам.
За хлебом была очень длинная очередь, так что остались без хлеба.
Билеты достались в общий вагон.
За 3 мин. не успели погрузиться в свой вагон, потому что поезд был сформирован наоборот.
Женя, Сагид и Лида с байдарками и рюкзаками сели в рядом стоящий вагон. Ну переволновались же мы. В 4 ч. 25 мин. мы прибыли в Москву.
О проекте
Мои бабушка и дедушка, Зоя Владимировна и Евгений Аркадьевич Емельяновы, были туристами и обошли в 60-80-х гг XX века разные места нашей большой страны.
В походах они фотографировали, а бабушка также вела дневник: после переходов с рюкзаками или на байдарках, готовки еды на костре, мытья посуды в реке писала в палатке с фонариком путевые заметки.
И потом в Москве делала из этого альбомы с текстом и фото.
Когда я во взрослом возрасте прочла «свой» уральский альбом - в 1982-м году месяц «походничала» с ними и с родителями на реке Урал, - заметила, что она пишет как Пришвин.
Это уникальный материал не только из-за описаний природы и местностей, которые давно уже не дикие. Здесь видно также развитие людей за 15 лет от молодых до зрелых, изменение отношений в компании, реалии того времени, человеческие навыки и человеческая же природа - открытая и живая.

У меня сохранились 15 таких альбомов, и в 2021-м настало время показать эту историю вам.

Яна Жукова

PS. Мы сохранили авторскую орфографию и пунктуацию.
Редактор: Яна Жукова ya.yanazhu@gmail.com
Дизайн и верстка, подготовка материалов: