Река Белая. Средний Урал.

Июль 1967 года.

Частный архив Яны Жуковой
8/VII 1967 г. Суббота.
Выехали поездом Москва – Челябинск №14 (скорый) в 21ч.35м. Отъезжали от квартиры Захаровых на 3-х легковых такси. Мы, т.е. женщины с детьми, поехали на троллейбусе до вокзала. Посадка прошла благополучно. Поезд тронулся и началось наше путешествие. Москва и все наши заботы остались позади. Впереди отдых, новое все…
Помогла нам только зам. председателя по борьбе с ящуром: Хихлуха М.И.
10/VII. Понедельник.
Прибыли в Стерлитамак в 3-30 по московскому времени. Конечно все усталые и невыспавшиеся.
Ссыпались с поезда, пересчитали людей и вещи. Мужчины ушли за машиной на автостанцию. Тут-то и начались приключения, вернее злоключения. Вернувшись через 2 часа, они принесли плохое известие: в районе карантин по ящуру. Из города в сторону Верхнего Авзяна не выпускают. Нужно доставать пропуск. На это дело у нас ушёл весь день, истратили кучу нервов, сил, но зато встретили такого крокодила – Юсупова, персонажа райкинских сцен. В результате ругани с ним мы выдрали у него только бланк пропуска. Помогла нам только зам. председателя по борьбе с ящуром: Хихлуха М.И. Собрав после неё все подписи и печати во всех концах города, мы наконец вернулись на автобазу (с неё же начинали). Но машин уже не было. И время было 16 часов. Обещали увезти нас завтра, но мы уже никому не верили в этом городе, где нет нигде воды, еды, туалетов. Мы поневоле объездили и посмотрели весь город: старый – с грязными голыми улицами и новый – с современными зданиями, кинотеатрами и ресторанами, улицы засажены молодыми деревьями. И весь город пахнет газом. Вдали видны несколько постоянно горящих факелов.
Ну и финал дня у нас был такой: ночевали в саду эпидстанции под открытым небом без палаток. Из камеры хранения взяли только матрасы и спальники. Очень жалко было смотреть на ребят: они днём проспали на деревянных диванах в зале ожидания по 4 часа.
Совсем забыла: у Жени ведь сегодня день рождения. Смогли его поздравить утром букетом полевых цветов и венком на голову, да туш на губах.

11/VII. Вторник.
Утром начали нервничать, что не дадут машину. Было очень много визга, когда появилась машина с нашими ребятами. Погрузились и поехали. Нужно было ехать 150 км; сначала по равнине, а потом через горы. Пришлось ехать в объезд зараженной ящуром деревни. Она была обнесена изгородью, а дорога была проложена через рожь. Дорога представляла собой глубокую колею, заполненную жидкой грязью. Машины буксовали и оставались стоять, но наш шофёр уж очень ловко вёл машину, бросая её из стороны в сторону, вылезал из всяких ям, но в одной мы всё-таки застряли, и ребятам пришлось вылезать и вытаскивать машину.
Проехали 7 кордонов, где проверяли пропуска, заставляли нас вылезать и проходить по опилкам. И каждый раз мы волновались, что что-нибудь в нашем пропуске не так. Ну а потом преодолели перевалов 10, где из нас дорога вытрясла души. Отдыхали у красивой пещеры, обедали у родника. Часов в 7-8 добрались до Белой. Ура!
Поставили палатки, сварили хороший обед, усадили с собой шофёра. Выпили с устатку за день рождения Емельянова и за начало нашего путешествия. Обедали в машине, т.к. пошёл дождь.
12/VII. Среда.
Первая днёвка на берегу Белой. Чисто организационный день. Для нас, женщин – стирка и разборка вещей, а у мужчин – сборка байдарок. Здорово досталось от дождя. Наконец-то вручили Жене подарки (я ему купила механическую бритву). Он доволен. Достали картошки в поселке “Лесхоз” по 1,5 руб. ведро. Башкиры живут грязно, бедно, драно. К вечеру подъехала ещё группа байдарочников. Они ехали на служ. автобусе от Салавата.

Какое чудо! Какая тишина! Только время быстро идёт!

13/VII. Четверг.
На сборы ушло два часа. Дежурные – Захаровы.
В 10-00 началось наше путешествие. Ощущения очень приятные, ведь нам это в новинку. Течение быстрое.
Порядок хода – Слава, мы, Витя. Нас решили пока опекать как неопытных. Очень всё нравится.
Забрались в маленькую речушку, показалось, что здесь должна быть рыба. Рыбаки кинулись ловить. Но, увы, улов всего 5-6 маленьких голавчиков.
Обед был на чудесной поляне. Высокие стройные сосны, вся поляна в цветах. Набрали земляники и соединили с киселём. Другой берег – отвесные горы, заросшие сосновым лесом. Сейчас купаться и дальше. Какое чудо! Какая тишина! Только время быстро идёт!

14/VII. Пятница.
Дежурные – Филимоновы.
Дни бегут бегом! А мы плывём дальше. Сейчас берега одинаковые. Склоны гор, покрытые лесом. Погода очень изменчивая: то очень жаркое солнце, а то – гроза. Вот вчера застал нас на реке жуткий ливень. Настроение было плохое, т.к. долго не могли выбрать место для стоянки. И в результате стали поздно и на посредственном месте. Слава недоволен нашим поведением. Мы обещали исправиться. Рыбы пока нет. Витя страдает. Вода от дождей мутная и поднялась значительно. Обычно Белая мельче. Даже и сейчас руль часто стучит по камням. Перекаты в основном встречаются на поворотах реки. Река петляет в горах. Но всё пока благополучно. У Захаровых, да и у нас лодка подтекает, говорят в руле где-то. Приходится выбирать воду.

15/VII.
Сегодня дежурные мы. Встали в 6-30. Накануне договорились вставать пораньше и следовательно удлинять ходовой день. Ну мы и сделали общий подъем в 7ч.30 м. Все встали, но застонали, что рано. Погода прохладная, туман, тучи, ветер. Объявили днёвку. Из деревни к нашему лагерю сбежались девчонки и мальчишки, разглядывали, убегали и приносили нам черемухи и земляники. Ну а башкирки несли нам то яйца, то сметану, то масло самодельное. Взяли только яиц (2р.50 к. за 3 дес.) Вроде есть рыба. Все мужчины переправились на тот берег. Витя и с Аркадием остались ловить рыбу, а Женя со Славой отправились за хлебом. Здесь пекарня. Привезли они горячего хлеба. А наши девчонки забрались в нашу палатку и поют все песни подряд. Живут они дружно. После обеда решили ехать дальше, уж больно место неинтересное.
Прошли второй мост через речку. На этот раз не выходили из лодок – осмелели. Просто пригнулись. (дер. Новое Моносиново). Поползали по мели, поскоблили днища байдарок. Наверное придется клеиться.
Природа нас вознаградила за вчерашнюю неразбериху.
Часов в 7 стали в очень красивом месте. На левом берегу долина с высокой травой и жутким обилием ромашек и огоньков, сосны с жёлтыми стволами и берёзы. Природа нас вознаградила за вчерашнюю неразбериху. От такой красоты дух захватывает. За долиной и на правом берегу горы, эхо хорошо дразнится. Очень жалко было мять траву (позже нам объездчик сделал выговор, ведь была пора сенокоса). Как высадились и занесли наверх байдарки, все разбрелись в разные стороны: Витя, конечно кинулся ловить рыбу, ребята вдруг обнаружили гороховое поле со зрелым горохом, Женя с Наташей принесли маслят. Сегодня дежурные мы. Впервые варили уху, картошечку делали с грибками. Ох, и славный обед получился! Вечер был великолепный, долго сидели у костра, попели! Всё время удивляешься тишине! Так и слышишь её!
С гор слышно иногда блеяние бездомных коз, которых здесь не пасут. Они уходят от жилья далеко, пропадают. А погода изумительная, на небе – ни облачка. Природа здесь какая-то нетронутая человеком, заставляет удивляться на каждом шагу. И тишина!!!

Хочется без конца собирать цветы, но ведь это же преступление.

16/VII. Воскресенье.
Дежурные – Захаровы.
День сегодня хорош! А в Москве – холодно! А у нас в царстве, в тридевятом государстве, в долине среди гор – только солнце, река, тишина и такое раздолье!! Утром был туман и роса. Трава высоченная, ноги были мокрые до колен.
Захаровы сыграли подъём в 8 часов. День будет длинным. После завтрака все разбрелись. Ведь сегодня – днёвка. Мы – это я, Женя, Женя – женщина и Витя с Адькой пошли на разведку в лес. Еле пролезали по завалам деревьев. Ведь это как ни говори – тайга. Зашли далеко. И вдруг наткнулись на оазис среди овсяного поля. Это были заросли чёрной смородины. Облопались и много принесли в лагерь. Ну а мужчины пробовали ловить рыбу. Клёв оказался прекрасным, аппетит у ребят разгорелся. Пришлось нам – женщинам вернуться одним в лагерь, а мужчины пришли только часов в 9 вечера с большим уловом. Решили стоять здесь ещё день. Солнце печёт нещадно, обгорели все. А сколько здесь цветов. Ромашки огромные, чистые. Хочется без конца собирать цветы, но ведь это же преступление. Ну а из рыбы пока попадается: плотва, голавль, елец. Вода в реке здорово убыла и посветлела. Всё ждём хариуса.

17/VII. Понедельник.
Погода меняется. Ветер, бегущие облака. Но солнце очень горячее. Совсем забыла написать о гороховом поле. Пользуемся этим благом: варим суп с зелёным горошком, едим сырым, подаём ко второму. Набрали даже с собой. Завтра снимаемся. Вечером опять наловили рыбы. На реке встречаются много туристов: на плотах, байдарках, лодках.
Сегодня прошли групп 10. Сегодня опять ходили за смородиной. Вывод – природа работает на нас.

Речь между рыбаками ведётся о хариусе.

18/VII.
Дежурные – мы.
Пошли дальше. Такие красоты нам открылись! Серо-голубые скалы, поросшие сосной и березой. За каждым поворотом реки всё новые картины.
Вода убавилась ещё. Наша лодка раза 4 садилась на камни, мель и даже на топляк. Жене пришлось вылезать и стаскивать лодку. В деревне Тимирово купили 3 ведра картошки по 1,5 руб. ведро. Хотели купить мёда по 2 р. 10 к. кг, но башкирка принесла в банке больше сот, чем мёда, и мы отказались.
Рыбка ловится. А стоянку решили делать на притоке Белой – Узяне. Речушка эта оказалась такой мелкой, что всем пришлось вылезти, а мужчины вели лодки пешком. Очень комичный и симпатичный вид. Рыбы здесь не оказалось, хоть и вода чистая. Речь между рыбаками ведётся о хариусе.
Но вдруг – беда у нас! Витя очень сильно распорол себе ногу. Приходится дневать здесь, чтобы дать немного зажить ране. На ужин я пекла блины. Ох, и руки мелькали за ужином! Аппетит виноват!

19/VII.
Днёвка вынужденная, но жалеть не пришлось. Пошли гулять, оставив раненного Витю и Аркадия. Перешли вброд Узян, стали подниматься в гору. Как здесь много черемухи спелой, сладкой. Ну а на склоне горы мы напали на заросли дикой вишни, наелись до оскомины. Женя со Славой добрались до вершины, ну а женщины – большие и маленькие, кто на чём мог, спускались вниз. Сверху увидели далеко кругом горы, горы лохматые и серой ленточкой извивается река. Такое раздолье! Прогулялись часа 4. Девчонки загорелись собирать коллекции бабочек, цветов. Бабочки здесь необыкновенные. А вечером наши рыбаки долго сидели с рыбаками – башкирами.

Ну а в магазинах всё есть, кроме мяса, колбас, сыра и сл. масла. Женя Ф. накупила резиновых сапог, ведь в Москве за ними свалка.

20/VII.
Утром снова в путь. Прошли 8-9 км до Старосубхангулова или Бурзян (новое название). Нужно было пополнить наши запасы, а главное – хлеб. Но за хлебом опоздали. Там выпекают с утра, а потом вечером – часов в 5. Пришлось гулять нам долго, заняв очередь конечно за хлебом. Ходили по магазинам. Здесь и люди уже чисто и культурно одеты. Но кругом пыль, поросята, телята. Ну а в магазинах всё есть, кроме мяса, колбас, сыра и сл. масла. Женя Ф. накупила резиновых сапог, ведь в Москве за ними свалка, а Наташе и Марине купили красивые вязаные береты и даже учебники. Хлеб привезли только в 5 часов, запаслись всеми продуктами на 5-6 дней, т.к. не будет деревень на пути. Впереди Капова пещера!! Ура!
После Бурзяна река мелкая, лодки ползали по камням, перекатов много. Проходили опять мост. Мы выходили, а ребята проводили лодки под мост. Лагерь разбили за деревней Ишдавлетово на левом берегу. Поляна чудесная! Оказывается мы прошли 1/3 нашего пути: 80-90 км. Слава беспокоится, что идти многовато, что маловато лопатим.
Нас в Москве предупреждали, что здесь резкий перепад температуры воздуха к ночи. Оказывается – не так. В Карелии мы ночью спали с закрытым входом в палатке, а здесь только за пологом.

21/VII.
Пишу на ходу. Гребёт Женя или с Адиком или с Наташей. Сегодня холодно, ветрено, небо пасмурное, иногда противно моросит дождь. Решили пользоваться плохой погодой, идти до самого вечера. Прошли много – 25 км. Ко всему прочему – мы дежурные. Значит, отдыхать некогда. Берега пошли высокие, покрытые лесом сверху донизу. Прошли речушку Каму и она нам здорово попортила отдых. С неё шел лес. Это беспокоит нас. Стало попадаться много топляку. Приходится осторожничать. Рыбы мало. И все, кто встречается нам, показывают нам мелкую рыбёшку. Значит, это не от нашего неумения. Правда в обед я варила уху из голавлей.
Опять идём дальше. Дух захватывает от красоты. И ещё от страха. Вроде и бояться не нужно. Река-то мелкая, а всё равно пугаемся. Плывёт очень много брёвен. А на перекатах они становятся вдвойне страшнее. Друг другу гикаем: “Вправо, влево, бревно, камень, топляк! И т.д. и т.п.” Брёвнами вся река забита. Становится опасно!
Встали, не доходя до Акбулатово. Напротив нас отвесная скала. Эхо нам вторит. К вечеру брёвна пошли гуще. Вот попали! Ночью было холодно.
Утром увидели, что брёвна прошли. Попадаются отдельные сиротки. Женя и Витя клеили лодки. Дырки, правда, не насквозь. Это всё натворила последняя мель. Дети наши наловили мелочи жуть как много. На безрыбье ведь и рак рыба!..
Сегодня подвели итоги по нашему питанию, что и сколько нужно докупить, чтобы к концу похода всё доесть. Надо же, уже говорим о конце нашего отдыха!
Умиляюсь на Аркадия. Парень не скучает. Самозабвенно ловит рыбу, гоняет от стоянки брёвна, всё делает с удовольствием, кроме еды и процесса одевания. Ну а у Натуськи – всё взахлёб.
После обеда решили сняться. Но шли без натуги. На ходу забрасывали удочки и спиннинги. И вдруг у Вити клюнул приличный окунь! Орём – “стоять!” Но рыба смеется над нами. Пошли дальше.

А сейчас отдыхаем после тяжких испытаний. Река проверяла наши силы. На нашем пути вдруг пошли такие заторы брёвен, перекаты с резкими поворотами реки. Страшно было подходить к затору. Гонщики баграми растаскивали и сплавляли брёвна и они с большой скоростью, как акулы, слетели на перекат. Ну а мы волей-неволей должны были идти с ними, перегонять их, лавировать между ними…
Пишу после прохождения этого переката. До сих пор горят щёки и уши от волнения. Сердце до сих пор стучит испуганно! Очень напряжённое место было! Мы всё-таки сели верхом на бревно с большой скорости на выходе из виража. Боясь врезаться в скалу и не быть зажатыми брёвнами, мы предпочли сесть на эту колоду. В боях потеряли наш флаг. Для страховки ребятам одевали спас. круги. Проходя по тому месту, мы не заметили окружающей нас красоты. Начались скалы, изрезанные щелями, более суровые, лесу становится меньше.
На этом злосчастном перекате всем пришлось здорово потрудиться и поволноваться, а Витя даже пошумел, предлагал переждать сплав. Но другая сторона мужская твердила – вперёд. Пошли дальше…
Наконец у местных узнали, что в 1,5-2 км уже Капова пещера. Они наобещали там кучу народу и посоветовали встать подальше. Выбрали место очень красивое, только уж очень истоптанное, на правом берегу, где и пещера. Вид на левый берег очень красивый. Река спокойная и в ней отражается весь берег.
Вечер был холодный, от реки туман, но небо расчистилось от туч. Будущий день обещает быть хорошим.

23/VII. Воскресенье.
Утром спешили в Капову. Решили так, что я и большая Наташа останемся в лагере, а остальные пойдут. Ну а мы уж по второму заходу. Мы устроили баню, загорали. Наши пришли быстро, потому что с ребятами пустили только на “первый этаж”. Но они и этим остались очень довольны. Ну а потом мы снарядились, оставив ребят одних в лагере. Они должны были сварить нам обед.
Перед пещерой метрах в 800 от неё теперь есть посёлок со своим магазином и др. службами. Там даже можно было остановиться и нам. Нашли мы проводника. И он повёл нас в пещеру. С нами шла ещё одна группа. Мы шли не ведая, какая из себя эта пещера. И вдруг нам открылась эта просто величественная картина. Вход в пещеру 40 м высотой, зажат горами скалистыми. Жаль, что в аппарате была простая плёнка. Из-под горы, где находится сама пещера, вытекает ручей Шульган, образуя под скалой озерко с изумрудной очень холодной водой. Ну а от жадных туристов вход в пещеру закрыт решёткой с большим замком.

Всё очень огромно, страшновато, как будто побывали в преисподней.
Впечатление своё от путешествия по пещере трудно выразить. Всё очень огромно, страшновато, как будто побывали в преисподней. “Гуляли” мы по ней 4 часа. “Гуляли” – это не то слово. Мы мало шли на двух ногах, чаще на 4-х, да с поддержкой мужчин. На полу скользкая, холодная грязь с водой, завалы из таких же скользких камней. Туда шли – лезли всё время вверх, иногда, где очень отвесно, устроены железные лестницы с налипшей на них грязью. Переходя из зала в зал, освещали себе дорогу, осматривали всё, конечно трогали руками сталактиты, отламывали себе. Потолок и стены некоторых пещер образованы наплывами причудливой формы. В первом зале в одном месте постоянная капель и звук этих капель раздаётся на всю пещеру. Видели рисунки древних людей: это 2 мамонта и лошадь. Сделаны эти рисунки кровью животных, разведенной на жиру – это утверждение учёных.

Ну а потом начался спуск к озеру. Пришлось ногами вперёд влезать в щель, обдирая себе спину. Туго пришлось большой Наташке, а Женька Фил. застряла и залилась хохотом. Измазались, но добрались до озера. Вода кристально чистая, даже не видно её, ведь в ней ничего на отражается. Озеро находится под скалой, низко висящей над ним, и уходит под эту скалу превращаясь в подземную реку (это конечно неграмотное объяснение). Ну а в “брильянтовый” зал проводник нас не повёл, т.к. там могут пролезть худые, “плоские” люди. Обратно шли побыстрее, где ползли на четвереньках, где на корточках сползали, а иногда на двух ногах. Подходя к выходу, мы почувствовали теплоту, и как нам показалось - духоту уличного воздуха. Уж больно заметен контраст. Ведь там круглогодичная температура +8°С. Много нам рассказывали о лечебных свойствах этой пещеры. Выбрались мы чумазые из пещеры. Но только потом нам стало страшно. Впечатление очень сильное. Этого никогда не забудешь.
В лагере было всё в порядке Девочки сварили вкусный обед. Здесь, т.е. у Каповой наловили хариуса, вернее Витя наловил.

24-25/VII.
Вчера, отъехав немного от Каповой, остановились у переката ловить хариусов. День был жаркий. Рыбки наловили порядочно. Хариуса ловил только Витя. А у остальных – ельцы, голавчики. Часов в 7 тронулись дальше. Берега удивляли нас с каждым изгибом реки. И вдруг горы отступили далеко, река совсем стала мелкой и безжизненной, брёвна лежали прочно здесь. Встали только часов в 10 на очень посредственном месте. Дежурные были мы. Тяжело приходится в такие времена: и выгрузка, и подготовка ужина, и оборудование палатки. Ну и в этот раз закопалась я: жарила рыбу. Ужинали только в 11 часов. Оказывается, мы проскочили Емагузино, где есть пекарня. Надо было идти вверх по речке, впадающей в Белую. Женя и Слава на байдарке поехали в деревню утром за хлебом. Ну, а мы загораем, ждём их. Витя, конечно, на рыбалке.
26/VII.
День ходовой. Прошли километров 25. Места опять красивые. Начался заповедник после д. Иргизлы. Горы сплошь покрыты лесом. Вода в реке очень чистая. Огромные камни на большой глубине видны. Так и кажется, что оседлаем камень. Вечером долго выбирали стоянку. Ворчали долго, но зато выбрали, что надо, поляна вся в цветах. Горы близко, красуются кругом берёзки.

Спрятались от солнца под берёзой, читаем вслух Пушкина. Ну а мужчины пошли за мамонтом.

27/VII.
Днёвка. Мы – дежурные. Подъём сыграли в 9 ч. Дали всем поспать. Сейчас стоят жаркие дни. На небе ни облачка, так что солнце ни на минутку не прячется. Все оказывается хорошо загорели. Купаться в реке зачастую трудно, течение уносит, а против него не справишься. Спрятались от солнца под берёзой, читаем вслух Пушкина. Ну а мужчины пошли за мамонтом, проще выражаясь – на рыбалку. Хлеб брали в Ирзиглах. Хорошая, почти русская деревенька. Там почти одни русские живут. Взяли хлеба 17 бух. Есть в Ирзиглах и магазин. Ходили потом второй раз с Женей за мёдом (2р. за кг). Мёд – необыкновенный, жидкий очень, прозрачный, необыкновенно ароматный. Сразу решили его испробовать с блинами. Ну а пока ели блины с мёдом, у Филимоновых случилась авария – опрокинулся в байдарке бидон с мёдом. И смех, и слёзы. Вычерпывали коллективно ложками, потом процедили. Потеряли около кг.
По ходу встречаются много туристов, прилетающих на самолете в Старосубхангулово.
Карантин нас догоняет и перегоняет.
После обеда над нашей красивой поляной грянула сильнющая гроза. Эхо вторило грому. Тучи фиолетово-розовые. Кажется, что в горах грозы сильнее. Дремали в палатках, играли, кто во что мог, возились, лакали мёд. А перед грозой жара была невыносимая. Я у костра испеклась, готовя обед, исполняла танец дикарей.
Как странно: ждём днёвки, а когда она есть, устаём от безделья. Лучше себя чувствуем на ходу.

28-29/VII. Суббота.
В Акбуте купили картошки по 1 руб. ведро (старой). Потом проезжали 2 хороших переката. Витя кинулся ловить харусов. Поймал штук 7-8. Он потерял подаренную ему искусственную мушку и расстроился. С обеда совсем остановились у красивейшей горы с отдельно торчащим пальцем. Красиво! Река сузилась, течение быстрое, вода чистейшая. Стоим на пляже из камушков. Вечером рыбаки ставили перемёт, морды, утащенные по пути, донки.
Улов получился хороший. Особенно повезло утром: на донки поймали два огромных голавля. Витя доволен, а мы и подавно.
Заболела Наташа наша. Температура большая, озноб, болит живот, лицо красное и отекшее. Очень напугалась я. А в конечном итоге вероятно был перегрев плюс перебор мёда. А Адька сегодня тоже инвалид. Солнце настолько горячее, что оно обожгло ему укушенный слепнем глаз и оцарапанный живот. Пришлось делать примочки и компрессы.
Решили постоять ещё день. Уж больно благодатное место. Посчитали – осталось 3 ходовых дня. Башкиры определяют расстояние до Юмагузино по-разному. Но вывод такой – 70-80 км, а там впереди обычно скапливается жуткий затор брёвен – не пройдешь, да и опасно. Посмотрим.
А сейчас наслаждаемся, пока есть возможность, много купаемся. Попробовали пройти в лес, не вышло. Всё заросло, не пролезешь.
Наташа проспала до обеда, а потом ожила. Обед у нас был царский. Сокол сбил утку, Витя отогнал его, притащил утку ещё тёпленькую. Сварили для нашей больной бульон. Рыбы нажарили вволю. Наташке досталась лучшая – опять как больной. Ну а поев, она ожила, уже смогла читать, болтать с девочками, а к вечеру было почти совсем хорошо. Беда в том, что мы где-то потеряли лекарство (тетрациклин).
Ну а природа пока помалкивала и нещадно жарила нас солнцем. Женя уговаривал сделать экскурсию на горы. Но я не смогла. Слава и он потом всё-таки пошли, взяв с собой аппараты. Переправились на тот берег на нашей байдарке и скрылись в расщелине. Спустя полчаса они нам покричали и помахали сверху и намахали нам жуткую грозу. Уж очень неожиданно она появилась. Ветер остервенело рвал костёр и наши палатки. Залив костёр, мы похватали вещи и попрятались по палаткам. Палатки дрожали, а Захаровым (им было труднее) пришлось туго. Палатка у них, как на каркасе, натянута и ветер собрался её покатать. Наша байдарка, привязанная на том берегу, сиротливо болталась на воде. Молнии перехватывали одна другую, гром слился в постоянный грохот. Стало страшновато за наших “скалолазов” и за себя. Дождь забарабанил. Вот в самый разгар бури наши путешественники появились на берегу, сели в байдарку и все мокрые кинулись разводить костёр. Дождь утихал. Мы с Женей грешным делом ворчали, зачем в такой дождь разводить костер, но Слава оказался прав. Едва успев испечь последние в этом отпуске блины, расхватав их по мискам, мы кинулись по палаткам, т.к. гроза опять разразилась. Выяснилось, что ветром перенесло захаровскую байдарку через филимоновскую. Такой был сильнющий ветер. Так и закончился под звуки дождя день неожиданных событий. А ночью я вставала. Красота завораживающая: луна освещала эту сказочную скалу, серебрила реку, каменистый берег, а зелень была голубой и тишина…!
Ночёвка была напротив Приветного в неприветливом месте.
30/VII. Воскресенье.
Дежурные – мы.
Ходовой день. Прошли сегодня 30-35 км с большими трудностями. Опять – лесосплав. Брёвна шли как танки со всех сторон, стараясь зажать нас. Было три затора. Продирались – в полном смысле этого слова. Витюша опять ворчал вслух, что лучше он подождёт, чем рисковать. Но мы всё равно шли и вышли из заторов, обгоняли брёвна, усиленно работая вёслами.
В эти моменты нам уж не до красоты!
Обедали под палящим солнцем, я опять у костра плясала. Мы и не знали, что через несколько километров сегодня кончатся горы, а значит кончится и наш отпуск. От хутора Кузнецова пошла равнина с небольшими холмами, река стала широкая и спокойная.
“Прощайте горы, прощай тишина!” Деревни пошли за деревнями, везде народ.
Даже не верится, что ещё сегодня мы были в глуши среди гор и лесов…! С нами всю дорогу соревновались 8 байдарок магнитогорцев, наверное много исходивших уже.
Ночёвка была напротив Приветного в неприветливом месте.

Надоела однотонная дорога, надоели консервы.
30-1/VII.
Ходовые, очень напряженные дни. 1 час идём – 20 мин. передых. Приятно очень, сойдясь байдарками и держа их катамараном, плывём, иногда поём, болтаем. Это было приятнее на быстром течении. За эти дни устали. Солнце жарит отчаянно. После обеда идти труднее – вялые, разморенные. Берега скучные, деревни часто. Везде уже есть электричество, велосипеды и т.д. Одним словом – началась цивилизация.
Почему женщины-башкирки именно в четверг стирают? Это массовое мероприятие. Приезжают на тачках, приносят просто, разводят огонь, греют воду и стирают и моются. Интересно. Башкиры расстояние до Мелеуза не убавляют, где не спросишь – всё 50 км. А прошли уже много.
Сегодня ночью опять была такая гроза, как у “пальца”. Уж очень страшные здесь грозы.
У нас в группе брожение насчет длины пути до Мелеуза. Карта, которая у нас есть, никуда не годится. Расстояния действительные не соответствуют расстояниям по карте. На самом деле больше. Уж очень скучно идти по равнине. Надоела однотонная дорога, надоели консервы.
В дер. Ира мужчины сходили в магазин-ларёк для сплавщиков.

Страница из альбома
После этой деревни ветер задул нам в лицо. До сих пор он нам сопутствовал. Мы даже ставили парус. Волны большие, захлёстывают лодку. Гребли изо всех сил, а я даже через силу. Женька очень ругался на меня, ему казалось, что я не так гребу. В общем, на лице помимо брызг воды были и слезинки от злости и обиды. Так трудно нам далась последняя десятка километров. Устали очень. Тем приятнее и неожиданнее было, когда появился Мелеуз. Заорали – “Ура!” Встали на каменистом правом берегу в 1,5 км от Мелеуза. Завтра мужчины пойдут в разведку. Опять надвигается гроза. Успеть бы поужинать!
Поужинать успели в очень интересной обстановке. Кругом сверкает молния, грохочет гром, тучи фиолетовые, разодранные, местами – почти кругом – идёт дождь, а мы в нейтральной зоне, у костра, празднуем окончание похода. Начальник удивил нас тем, что вдруг выставил бутылку. Закусили гречневой кашей с молоком.
Кричали опять: “Ура Хихлухе!” А ветер рвал костёр, ребята перенесли костёр в другое, более тихое место. Немного посидели. Устроили час критики мужьям. Порезвились. И вот хлынул дождь. После трудного дня растянулись в палатке и быстро заснули. А гроза грохотала.
2/VIII.
Утром Слава и Женя ушли на разведку, а мы начали собираться. Мужчины ходили долго, но зато потом мы ускоренными темпами переправлялись на тот берег (надо было вставать на левом берегу).
Сложили байдарки, наскоро перекусили и на почтовой машине доехали до вокзала. Солнце и на этот раз не щадило. Испеклись все.
Впечатление о городе очень хорошее. В магазинах всё есть. Пришли к выводу, что Мелеуз лучше Стерлитамака. Сейчас сидим на вокзале, ждём поезда. Он будет в 23 ч. 28 м. по местному времени. За билетами очередь. Мы – десятые. Ужинали тут на лавках (творог со сметаной). Соскучились. А на яблоки дети и мы накинулись, как голодные. Одичали малость. На перроне народу!
Поезд стоял 5 мин. Садились в бешенном темпе. Я до последнего стояла у вещей на перроне, а ребята бегом таскали вещи. Но устроились хорошо – вагон с самолетными сидениями.
Проезжали Салават и Ишимбай. Картинка изумительная! Все нефтяные вышки обозначены лампочками, повсюду горят факелы. Надо подремать всё-таки, ведь нам предстоит пересадка в Уфе.

3/VIII.
Уфа! Ждали поезда. Он здорово опаздывает. Мы ездили на базар за овощами и фруктами. Чуть-чуть познакомились с Уфой. Хороший город. С хорошими, как у нас в Москве зданиями. А Белая здесь широченная.
Теперь можно и нужно подвести итог отпуска.
Жаль, что он кончился! Этим по-моему объяснено всё. Будем ждать с нетерпением будущего года!! А готовится можно начинать уже сейчас!
До свидания, Белая!!!

О проекте
Мои бабушка и дедушка, Зоя Владимировна и Евгений Аркадьевич Емельяновы, были туристами и обошли в 60-80-х гг XX века разные места нашей большой страны.
В походах они фотографировали, а бабушка также вела дневник: после переходов с рюкзаками или на байдарках, готовки еды на костре, мытья посуды в реке писала в палатке с фонариком путевые заметки.
И потом в Москве делала из этого альбомы с текстом и фото.
Когда я во взрослом возрасте прочла «свой» уральский альбом - в 1982-м году месяц «походничала» с ними и с родителями на реке Урал, - заметила, что она пишет как Пришвин.
Это уникальный материал не только из-за описаний природы и местностей, которые давно уже не дикие. Здесь видно также развитие людей за 15 лет от молодых до зрелых, изменение отношений в компании, реалии того времени, человеческие навыки и человеческая же природа - открытая и живая.

У меня сохранились 15 таких альбомов, и в 2021-м настало время показать эту историю вам.

Яна Жукова

PS. Мы сохранили авторскую орфографию и пунктуацию.

Редактор: Яна Жукова ya.yanazhu@gmail.com
Дизайн и верстка, подготовка материалов: