Карельский перешеек.
Выборгский залив. 1966 год.
Частный архив Яны Жуковой
7/VII – 66 г.
Начинаю свои записи, потому что жаль забыть впечатления каждого дня.
Страница из альбома
Приехали 3/VII в 4 часа утра на ст. Кузнечная. Пересадка у нас была в Ленинграде. Но город мы и не увидели, т.к. с Московского вокзала на Финляндский довезло нас метро. До Ленинграда мы ехали на “Красной стреле” в вагоне с самолетными сидениями, ну а после пересадки запихнулись в допотопный вагон, скрипучий и грязный. Мест для всех в темноте не нашли. Прикорнули на скамьях вповалку. Ну, а в Кузнечном нас встретила тишина и яркое солнце.
Часов в 5-6 утра мы дошли до озера Богатырского. Устроились на высоком берегу. Палатки поставили и кинулись отсыпаться. Пробыли здесь всё воскресенье. Пробовали ловить рыбу. Местные жители говорят, что во всех озерах рыбу потравили. Грустно нам стало. Купаться не удалось. К воде очень плохой спуск. 4/VII тронулись в путь. Нам с Женей с непривычки было тяжело, да всем наверное. Болела спина – у меня.

Тишина! Нервы в абсолютном покое.

Места удивительно красивые. Озера идут цепочкой. Одно озеро красивее другого. Берега сплошь затянуты лесом – смешанным и сосновым. А какие луга – трава высокая – по пояс, медуница, ромашки, колокольчики. Людей совсем нет. Тишина! Нервы в абсолютном покое. На стоянке около дер. Севастьяновка произошла очень смешная история. На третье мы разлили по кружкам молоко. И вдруг в Женину кружку прыгнула лягушка. Мы её разглядывали, когда она прыгнула к нам на стол среди кружек с молоком, ну и она застеснялась и кинулась в самую большую кружку. Все были почти без чувств от смеха. В деревне купили ещё творог и яйца. За эти дни выпили 21 литр молока.
Прошли уже озер 5-6, не зная их названия. Кругом такое раздолье!!
5/ VII
Была днёвка у озера Шушенского. Первая заработанная честным трудом днёвка. Встали на большой поляне. Погода была серенькая. Но зато настроение у нас было замечательное. День показался очень длинным. Купались, играли все в лапту с визгом и хохотом, ходили собирать землянику. На обед варили кисель с земляникой. До чего же хорошо на воле!!
6/ VII
Тронулись в путь поздновато – около 11 часов. Обед был у озера Подгрядного, заросшего осокой, камышом, лилиями. В домике, одиноко стоящем на берегу, купили молока по 19 копеек за литр. Смешная цена! Завидовали людям, живущим в такой красоте и тишине.
То и дело моросит дождь. В дер. Каверино купили картошки, луку. Обедать устроились под развесистой сосной, даже подремали под шёпот мелкого дождя. Ну а в завершении дня попали под жуткий дождь. Забрались в кусты на берегу озера, затянутого бесчисленными лилиями. Это мы увидели правда на следующий день, а пока мы сидели под клеенками. Дождь совсем разошелся, пришлось здесь ставить палатки. Ребята вымокли до нитки, а мы, как иждивенцы, были переведены под клеенками в наши матерчатые домики. Дождь нам настроения не испортил. Высунув носы из палаток, мы получали от Лиды Ч. хлеб, копченую колбасу, шоколад – сухой паёк. Ей пришлось нас обслуживать, потому что она одна имела сапоги.
7/ VII
Погода изменилась совершенно. Всё кругом сияет, ну и мы, конечно, сияем. Вывесили сушить всё содержимое своих рюкзаков. Устроили пир – завтрак без хлеба – только по 2 сухарика… А потом было изумительное купание. Ребята набрали нам очень много лилий, таких чистых, сияющих своей белизной. Снялись с места во второй половине дня. Шли по очень красивым местам: горы, лес, трава по пояс, цветы и солнце. Рюкзаков уже не чувствуем. Земляники объелись. Воем от восторга! Обедали почти на дороге, молока не достали, хлеба пока тоже…сухарики…

Впереди Вуокса!! Говорят, будет рыба!
Долго добирались до реки Вуоксы. Правда, дорога была очень красивая! Сосны с желтыми стволами уцепились на склонах скалистых холмов. А вдаль уходят луга бескрайние, пересеченные многоярусным лесом и островками кустарников. Нам видно далеко, т.к. находимся повыше, чем луга эти. Попадаются фермы. Всё стоит открытым, люди приезжают сюда на машинах, когда пригоняют скот. На хуторке из нескольких домов пили молоко и простоквашу.
Вуоксу увидали часов в 10 вечера. Забываю сказать о том, что мы застали белые ночи. И 10 часов вечера – это ещё светит солнце. Вышли на покосы. Поставили палатки на краю луга, круто обрывающегося к реке. Берег зарос лесом и кустарником. Ребята кинулись ловить рыбу. Сагид же ушел в деревню Мельниково за хлебом. Время позднее. Не знаем, удастся ли ему что-нибудь принести?
Оказывается, Сагид вызволил продавщицу из дома и она отпустила ему хлеба и песку. А мы с Лидой Л. принесли парного вечернего молока. Весь оставшийся вечер рыбаки наши ловили рыбку – мелюзгу. Улеглись часов в 12.
8/VII
Встали рано. Купались. Делали зарядку. Мужчины рыбалили. Вселилась надежда, что мы теперь будем с рыбой. Снялись с места почти в 12 часов. Все ворчали, что поздно, т.к. идти жарко. Погода стоит жаркая, как на юге. Ну а под рюкзаком вдвойне жарче. Тучи бродят грозовые.
В дер. Мельниково получился вынужденный привал. Я с ребятами осталась у рюкзаков, а остальные ушли в магазин и на почту. Ведь Латыповым должны дать квартиру. Они конечно волнуются и сносятся с Москвой при каждом удобном случае.
А ребята окружили Костю, который с удовольствием рассказывает “Приключения капитана Врунгеля”. Наши ребята прочитали эту веселую книгу, но не устают слушать Костин рассказ.

Часам к 4-м добрались до водосброса. Место очень и очень красивое. Река здесь завалена огромными глыбами и шумит она и ворчит пробегая по камням. Байдарки пройти здесь не смогут. Встречные туристы обносили. Через мост перешли на другую сторону и остановились на полуострове, заросшим соснами, хаотично забросанным огромными камнями. Я и Лида Л. много лазали по берегу, фотографировали. А Лида К. сидела вязала и отказалась с нами бродить. Все мужское население и плюс Наташка кинулись ловить рыбу. И наловили. Единственный недостаток этого места – это близость от селения, значит люди на каждом шагу. На этом полуострове интересный сход к воде – огромная гранитная глыба плавно уходит в воду. Ребята с удовольствием даже мыли здесь посуду, упустив несколько ложек.
Решили не делать здесь днёвки.

На том берегу лес стоит сплошной стеной, но имеет разные оттенки зелени.
9/VII
Прошли за сегодня километров 12. Правда здорово устали (ноги – в основном). Топали по очень красивым местам. Кругом лес, через него идет автострада или большак. Дороги здесь отличные. Получилось сегодня нескладно с едой. Даже поссорились. Но я думаю, всё утрясётся.
А вечером уже было всё в порядке. Долго искали место для ночёвки. Всё что-нибудь да не нравится. Закопались. Встретили на берегу супругов – рыбаков, проводящих свой отпуск вдвоём. Они путешествуют по Вуоксе на резиновой лодке. Сам супруг даже предложил нам показать место для ночёвки, взял в лодку Володю и увез его. Но Володе и там не понравилось. Выбрали полуостров, заваленный гранитными глыбами и камнями, заросший суровой растительностью. Видно здесь когда-то был пожар и природа ещё не совсем оправилась. Встали мы на берегу Вуоксы, в симпатичном месте. В этом месте Вуокса разделяется островами на много протоков со спокойной водой, отражающей в себе берега. На том берегу лес стоит сплошной стеной, но имеет разные оттенки зелени. Поверхность воды давала зеркальное изображение берега, неба, в точности повторяя краски.

А вечером мы устроили пир с колбасой, сыром, конфетами, слив. маслом. Мы хорошо отоварились в магазине в дер. Васильево. Ублажали свою плоть. Купание здесь замечательное. Как искупаешься, так опять чувствуешь себя бодрой. Ноги после марша не хотели ходить, ну а после купания могли даже плясать. Вечером все с удовольствием ловили рыбу. Интереса не проявляли к этой забаве только старшие Гапоновы. Улов наш исчислялся в 53 штуках краснопёрок, подлещиков, плотвы. Оставили весь улов на воскресенье. Женя наконец побрился – готовится к своему дню рождения. Отпустил себе почти бороду.
Почти весь вечер моросит дождь. Детей уложили. Мужчины после ратных трудов кинулись купаться. Гоготали, резвились в воде, а мы любовались и умилялись на наших почти 40-летних детей. Как хорошо и легко жить. Ведь это всё и есть счастье… А потом долго сидели у огромного костра на берегу. Когда загрохотала настоящая гроза мы ушли по палаткам спать. Время было почти 12 часов.
10/VII
Сегодня днёвка. День рождения Емельянова. Встали поздно, зарядка, купание. Нас навестили наши знакомые и подарили нам хорошей рыбки. Соединив с нашим уловом, мы нажарили на завтрак. Удовольствие необыкновенное.
Жаль, что плохая погода – ветер, тучи и часто принимается моросить дождь.
Ребята по очереди пишут дневник, правда с большой неохотой. Но это очень интересно.
Им очень нравится путешествие. Усталость не чувствуют, наслаждаются свободой, купанием. Вчера во время марша попадалось очень много земляники и черники.
Наш путь стал проходить через деревни густо населенными ленинградскими дачниками. Хотим оторваться от большой дороги, побыть ещё в глухих безлюдных местах. Сегодня Володя ещё раз ходил в дер. Васильево за продуктами.

Забыла написать, как мы отмечали день рождения Жени. Утром, как только он показался, ему преподнесли подарки: Гапонов - расческу и шоколад, а Латыпова – тельняшку. Женька изобразил “Жана Маре” в тельнике. Хохотали вокруг него, желали расти большим и здоровым, а за завтраком ему подкладывали самую большую рыбу.
Погода испытывает нас на холод. Замерзаем и понемногу одеваемся. А Адька тепло одетый с размаху кинулся вслед за удочкой в воду. Пришлось срочно переодевать и уложить его в палатку под одеяла. Женя и Наташа удят рыбу. У Жени хватает терпения держать удочку тогда, когда клюёт рыба. А Наташа испытывает от самого процесса ловли огромное удовольствие. Она ничего не видит, ничего не слышит. А Костя свою силу пробует на дровах, пилит, рубит. Энергия ведь ищет выхода.
Лида Л. тоже начала писать дневник. Вся ушла то ли в себя, то ли в записи. Интересно очень за всеми наблюдать. Впервые пекли блины без яичек. Боялись, что ничего не получится. А получилось здорово. Да ещё варили уху по всем правилам. Вечером долго сидели у костра. Мужья умудрились нагреть камни, а мы сидели на теплых “стульях” и мурлыкали песни, вязали, пили чай с даже шоколадными конфетами. А ребятишки в это время видели 20-ый сон. Из-за белых ночей чувствительно увеличиваются сутки.
Каждый день забываю написать о нашей непрекращающейся борьбе с комарами Особенно достается к вечеру. Палатку спасает полог, иначе бы и ночью не было покоя.
А вечером обсуждали планы следующего отпуска. Гапонов предлагает поход в горы с выходом на море. Интересно, получится ли у нас?
11/VII
Опять с утра дождь моросит, портит нам настроение. Позавтракав, собрали рюкзаки и двинулись дальше к охотничьему хозяйству. Дорога шла лесом. Часам к 4-м вышли на берег огромного озера. Гапоновы и Женя пошли на разведку, а мы под дождем готовили обед. Устроились на каменной глыбе среди огромных валунов. Обед проходил под клеенками в стоячем положении. Ну встали на ночь среди огромных сосен на берегу. Озеро называется Балахановское. Оно очень огромное. Берега покрыты лесом, завалены гранитными глыбами. Ветер здорово здесь играет волнами.
Купались, хоть и прохладно. Берег здесь представлял собой тоже сглаженную водой и временем гранитную глыбу огромных размеров. Гапоновы опять ходили на разведку, а мы познакомились с приезжими рыбаками, которые тоже подарили нам рыбки.
А утро наc встретило солнцем, голубым небом. До выхода мы поочередно сходили на мыс Дружбы, который находится на другом берегу этого огромного озера. Берег гранитный и в расщелинах гранита уцепились коренастые сосны, кустарники. Гранит покрыт мхом. По берегу разбросаны огромные камни, а впереди гладь озера с белыми барашками волн и голубое небо с быстро бегущими облаками. Какое раздолье, какая красота! На цветную пленку сняли это чудо природы.

Страница из альбома
Ну а в приготовлении рыбы мы сделали открытие: оказывается, жарить можно и на крышках от котлов. Подаренную рыбаками рыбу мы уже жарили на двух мангалах. Быстрее!
Побыли у озера до 2-х часов. Купались, ловили рыбу. Путь наш опять идет по большаку. Прошли км 9. На обед решили отойти с дороги. Устроились в самом комарином краю. Заели.
Ну а сейчас сидим на дороге ждем попутной машины. Хотели идти в Ромашково. Но поворота не нашли – везде проход запрещен – полигоны. Они тянутся вдоль большака, снуют по дороге военные машины. Поэтому решили воспользоваться машиной, чтобы добраться до Сапёрного.
Наконец остановилась по нашей просьбе машина с солдатами и подобрала нас. За 12 минут бешеной езды мы были уже в Саперном. С шумом и гамом вывалились мы из машины на дорогу. Сапёрное – это поселок военнослужащих. Володя и Женя пошли разведывать обстановку, Латыповы побежали на почту и за продуктами. Но время ведь уже 9 часов вечера. Вся надежда на способности Сагида. Я купила молоко всего 1,5 литра – ребятам.
Сидим с Лидой вяжем, а Костя ведет рассказ о приключениях того же Врунгеля.
… Вот мы уже на берегу Берестяного озера. Добрались с приключениями. Сагид повернул рейсовый автобус. Подъехал за нами. Мы удивились уж очень. Ввалились в автобус. В спешке запихнули вязанье, один клубок остался на улице, Костя поднял. Махнули до самого Ягодного, т.к. по рассказам пассажиров везде в этих местах стоят воинские части.
Проводил нас через деревню один парень, живущий в спортлагере на Берестяном озере. От деревни до озера было недалеко. Озеро окружают корабельные сосны, прямые, с желтыми стволами. Озеро узкое и длинное, берега крутые, заросшие этими стройными соснами – красавицами. Глубина говорят 20 м, а вода чистейшая, прозрачная и холодная. Выбрали место и поставили палатки. Был уже 1-ый час ночи. Ребят спать, а сами пошли купаться. Дно песчаное, чистое, видны ноги, такая чистейшая вода. Белые ночи ещё балуют нас. После купания чувствовали себя прекрасно.
А мы отдыхаем, ничего нас не тревожит, даже комары.
13/VII
Проснулись в этом сосновом раю часов в 10. Как всегда зарядка и купание. Дети сразу начали строить на берегу фантастические сооружения, всё время были внизу. Ходили днём в Ягодное за молоком, а Латыповы ушли в Саперное, надеялись получить телеграмму из дома, о состоянии дел по квартирному вопросу.
А мы отдыхаем, ничего нас не тревожит, даже комары. Палатки поставили высоко над водой, здесь всё время ветерок, поэтому комаров-то и нет. Напали на заросли черники, ребята так и пасутся там.
Озеро Берестяное на карте изображено маленькой капелькой, совсем неприметной. А наяву оно необыкновенное, ничем не похожее на те озера, которые мы уже видели. Оно в самом деле небольшое, мы его переплываем (≈20 м). Но оно не бывает одинаковым, все время меняется в зависимости от освещения: то оно нежно-голубое, то серебристое, то с золотой дорожкой от солнца и искрящееся золотыми искрами. А сосны как вековые стражи охраняют эту красоту.
К вечером вернулись Латыповы с целым рюкзаком продуктов, а главное они принесли баранины. Все принялись за подготовку шашлыка, самодельных из проволоки шампуров. Ну а ели его уже после 12 ночи, даже ребят не укладывали спать. Благо светло! Старания наши не прошли даром – получилось вкусно.
14/VII
Сегодня второй день днёвки на Берестяном. Не хочется уходить, уговорили нашего начальника, т.е. В.К. Гапонова. Отоспались от шашлычной перегрузки, купаемся часто. Ребята летят с горы купаться с одного намёка, а после дрожат мелкой дрожью. Прохладно! Позагорать не удаётся. Была гроза.
Часов в 7 вечера все, кроме двух Лид, отправились путешествовать с надеждой поймать рыбки. Мужчины даже взяли с собой сеть. Прошли вокруг трёх малюсеньких чудных озер, но так и не смогли подступиться. Озера мелкие, завалены упавшими деревьями, корягами и лягушками. Вид у этих озер сказочный, не хватает замшелого водяного. Встретили одного парня – аквалангиста, путешествовавшего с женой. Он охотится за рыбой с подводным ружьём. Говорит, что нужна очень большая осторожность, можно зацепиться за коряги. Порекомендовал нам несколько красивых и рыбных озер. Долго они ползали по карте. Завтра пойдём дальше.
Немного приболела у нас Лида Л. с желудком. А Аркадий заметно похудел, наверное сказывается нагрузка. А остальные чувствуют себя нормально.
Сегодня подсчитали: мы уже находимся непрерывно на воздухе 24х12=288 часов. Хорошо! Ещё впереди половина отпуска!
15/VII
Цель сегодняшнего марша – озеро Жемчужное или Светлое. Вид у нашей группы довольно красочный. Мужчины сегодня приоделись – красный верх, синие трусы. Шли недолго – км 5. Ягод полно, но глаза уже не смотрят. Как-то неожиданно вышли по тропинке к озеру. Оно совсем круглое, окружают его ели остроконечные. Вода кристально чистая, песок белый, мелкий. Старались догадаться, почему озеро называется Жемчужным. Здесь на берегу туристы прошедшие оставили благоустроенный очаг и лавочки из брёвен. Удобно.
Оказывается, этим озером можно любоваться, не переставая. Около 11 солнце начало садиться и совсем по-другому осветило озеро. Гапонов долго дежурил с кинокамерой у садящегося солнца, ну а мы с фотоаппаратами. Настолько красивая картина, что даже не верится, что так бывает и что мы можем это видеть. Вот здесь приходит на память песня о Карелии.

“Долго будет Карелия сниться
Долго будет с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер.”
16/VII
Налюбовались закатом вечером. Хочется как-то очень подробно описать эту картину необыкновенную, чтобы можно было представить её другому читающему эти записи. Солнце в воде раздвоилось, а с неба тоже не ушло. Потом озерные солнца слились в золотую дорожку в виде перевернутого восклицательного знака, а вода вокруг усыпана золотыми искрами.
Из-за этого поздно легли спать. Только улеглись, как по палатке застучал вдруг дождь. Приятно засыпать под шорох дождя. Проснулись часа в три ночи, стало что-то очень холодно. Скорее одеваться. Нужны спальные мешки!! Срочно! В этом году надо купить!!
Утром нас рано подняли Гапоновы. Снялись с места часов в 10. Жаль покидать эти места!
А озеро действительно бывает жемчужным, молочно-серебристого цвета!
Цель сегодняшнего марша – озеро Красное. На автобусе ехали до дер. Мичуринское. Там закупили продуктов на 25 руб: очень свежего творога, яиц и даже парного мяса. А потом доехали до Коробицына, отправили с почты открытки в Москву. В деревне купили картошки и молока по 25 коп. На автобусах подъезжали потому, что нам надо добраться до побережья Выборгского залива, вернее Рижского. Программу пешего похода мы почти выполнили.
Привал устроили в сосновом бору на пригорке. Далеко с него были видны бескрайние леса.
Обед у нас получился великолепный – даже не варили супа. Яйца, помидоры, творог-сметана, молоко и мягкий хлеб. Соскучились по такой пище. Надоели супы-концентраты. Здесь нам встретилась группа туристов. Ребята долго обсуждали с нами наши дороги, нашу будущую базу на побережье. Обещали навестить нас на Красном озере.
У них там турлагерь.

А мы всё ахаем, глядя на эти превращения.

В 6 часов вышли к Красному озеру. Оно огромное, как море, берега заросли лиственным лесом, низкие, в некоторых местах к озеру опускаются луга, на которых пасутся стада. Говорят, здесь есть рыба, встретили рыбаков.
Устроились на песчаном берегу, позади стеной лес, а впереди в 3-х метрах вода. Озеро спокойное, отражает в себе все краски неба.
А в ужин устроили опять пир: жарили мясо, отварили картофель, к чаю конфеты и пряники. Всё, как в лучших домах. А ведь сегодня у нас юбилей – две недели нашего отпуска. Ровно половина ещё впереди.
За прошлые две недели мы столько видели интересного, что кажется это не могло уложиться в столь короткий срок.
Мальчики построили хитроумные сооружения вдоль берега – каналы. Носятся по воде – мелко. Неприятно, что цветет вода, но всё равно брать её приходится.
Вечером мужчины ставили сеть. Что будет в ней завтра? Очень красивый был закат. Он был раскрашен красными-красными красками. И озеро тоже стало красноватым. Отсюда его название – Красное. Опять солнце превратилось в восклицательный знак, раздваивалось и растраивалось. А мы всё ахаем, глядя на эти превращения.
17/VII
Вот и завтра наступило. Рыбы в сети, конечно, нет. Наверное дырки большие.
Спать было тепло, несмотря на близкую воду. Встали рано. Купались, загорали на горячем песке. Поджарились хорошо! Как на юге. Ведь сегодня воскресенье, народу не видно. Покой и тишина на озере. Только утром нас навестила байдарка. Женщины из Ленинграда, приехали семьями на выходной день на рыбалку. Покатали наших ребят – они в восторге. А вечером было бесплатное представление спортсменов на водных лыжах. Напротив нас оказался тот спортлагерь. Ещё вчера нас навестили инструктора на самодельной моторке, а сегодня подъехали с форсом уже другие на водных лыжах. Обещали к вечеру привезти консультанта по побережью. Сейчас мы в лагере одни, без мужчин. Сагид ушел на почту и в деревню за картофелем, а Володя с Женей ушли на разведку. Надо узнать дорогу на Правдинское озеро. Посмотреть его, а послезавтра выходить на шоссе и ехать в Выборг. Время идёт, а их всё нет…
18/VII
Не было их до часу ночи. Сагид вернулся только за 15-20 минут до их прихода. Оказывается, он провожал заблудившуюся женщину до дер. Силино, а на обратном пути тоже заблудился. Шёл напролом, без дороги, еле отдышался. Говорил по телефону с Москвой. Смотровых еще не дали, значит можно спокойно продолжать свой отдых.
Женя с Володей тоже на обратном пути плутали. Побывали они все в одних и тех же местах, только шли по разным дорогам. Мы, конечно, очень волновались, ворчали. Сидели все время у костра, держа около себя тяжелые предметы. Страшно было. Вдруг услышали плеск вёсел, приготовились… Но появился Коля – инструктор из лагеря, с девочкой. Решил заглянуть на огонёк. Развеялось наше мрачное настроение.
Утром приехал обещанный нам инструктор – знаток шхер на Выборгском заливе. Они привезли подробную карту и рассказали нашим ребятам всё, что знают. Мы удивились их обязательности.

Дима – электрик лагеря покатал наших мальчишек и единственную девочку с форсом на своём глиссере. Скорость большая, виражи крутые, волна из-под лодки веером, а у них глазёнки горят, дух захватывает. Очень потешно смотреть на них, когда они ждали своей очереди.
После вчерашних переживаний решили не ходить на Правдинское озеро, остались здесь на второй день. Задумали выйти завтра с места часов в 5 утра, чтобы успеть на автобус в 8-45.
Рыба совсем не ловится. Сеть пустая, но Женя не теряет надежды поймать на донку или спиннинг. У Сагида кончилось рыбацкое настроение.
День сегодня какой-то мрачный. Небо в густой серой дымке, солнце еле проглядывает. То веет холодом, то давит жарой. Очень переменчивая погода. Комары нас вечером не забывают. Хлеб кончился, а ребята ленятся идти за хлебом. Будем доживать на сухарях. А завтра будем в Выборге. Выручили нас блины.

19/VII
Вот мы и в Выборге. А напишу пока про утро на Красном озере. Встали сегодня рано – в 5 часов. Над озером такой туман, что в двух шагах ничего не видно. За ночь и палатки и вещи отсырели. Старались быстро собраться и позавтракать. Скоро сквозь туман пробралось солнце и разогнало туман.
Добрались благополучно до Выборга. Было у нас такое впечатление, что мы отдыхали и едем уже домой. Но ведь у нас ещё впереди 11 дней отпуска! Ура!
Выборг – это тихий, маленький городок с серыми, мрачноватыми, старинными зданиями. Сохранилось в городе много домов постройки прошлого столетия и старше. А на острове около пристани сохранилась крепость, не знаю в каком стиле построенная.
Город очень современный, народ тоже. Очень много магазинов, кафе как в обычном большом городе. На улицах много народу, много экскурсий, много иностранцев и много молодцов с нахальными мордами в брюках-клёш.
Много встретилось военных пограничников и соответственно их жён, бродящих по магазинам. В магазинах есть абсолютно всё.
В городе мы сразу устали и страшно захотелось есть. Решили кутнуть в ресторане. Заказали всё на свой вкус. Гулять, так гулять.
Нам нужно было догулять в Выборге до вечера, т.к. автобус уходил вечером на Ленинград, вернее на Зимино. За 25 мин мы прошли весь город, вышли в порт. Лида Г. крикнула клич – поехали на теплоходе по заливу. Мы нехотя пошли, вернее побежали, т.к. “Ласточка” уже отправлялась.

Это путешествие двухчасовое скрасило наше пребывание в Выборге. Сели на носу корабля, ветерок был крепкий. Проехали по Выборгскому заливу до выхода в Финский залив. Капитан рассказывал топорным языком о достопримечательностях побережья. Сохранились укрепления, построенные Петром I в войне со шведами. Путешествие оказалось очень приятным. На обратном пути к вокзалу зашли в кафе-мороженое. Охладились. Заодно купили продуктов, хлеба, ребятам хорошие кружки.
В 18 ч. 30 м. поехали дальше на автобусе в сторону Зимина. Вывалились из автобуса по ошибке раньше и вышли к заливу не там, где хотели. Но места здесь чудесные, нет только купания, а это главное. Ведь нам надо было найти место для стационарного отдыха на 10 дней. Комарья много. Палатки поставили в дубовой роще, дубы старые, кряжистые, много повидавшие. Как-то получилась размолвка между Лидой Г. и Женей, омрачила наше настроение. Решили здесь переночевать, а утром отправить мужчин на разведку. Женя вдруг нашёл живописное семейство белых грибов, очень огромных, но почти все оказались плохими.
Здесь стали встречаться остатки домов финнов. До сих пор сохранились фундаменты и подвалы, великолепные колодцы, все забетонированные.
Вода в заливе оказалась слабосолёной. Но сначала мы, не разобравшись, варили эту воду, потом только почувствовали противный вкус.
Поднабрали ещё грибов. Завтра будем их готовить.

If a building becomes architecture, then it is art
20/VII. Наша поляна залита солнцем, залив светится, а дубы, как всё равно на картине Шишкина. Красиво. С утра провожали Володю и Сагида на разведку, дав им с собой еды и паспорта (ведь здесь погранзона). Женя остался с нами, он натёр ногу. Ходили опять за грибами, набрали белых, подосиновых и сыроежек. Только почистили грибы, как со стороны залива нам кричат. Это вернулись наши разведчики на моторке. Кричали, ещё не причалив к берегу, – “Сворачивайте лагерь”! Мы в темпе всё уложили, подзакусили. Оказывается ребята разговорились с рыбаком, владельцем моторки, и он согласился отвезти нас на один из островов на Выборгском заливе. Решили так, на лодку погрузить все рюкзаки и едем мы с Женей, а остальные идут пешком (8 км). Дядя Серёжа, пенсионер и рыбак, живущий в Выборге, очень помог нам. Ехали по воде около 3-х часов, лодка была перегружена и мотор захлебывался, перегреваясь. Подвёз нас наш рыбак к острову, находящемуся метрах в 100 от берега. Минут 30 ждали наших. Разгружаться сами на острове не решились, думая о доставке воды. Но когда подошли наши, то Сагид и Володя безо всяких сомнений решили ставить лагерь на острове.
Остров называется Земляничный, таких много в заливе. Побережье залива изрезано шхерами. Остров очень маленький. Видно здесь жил хозяин-финн, который имел огромный дом, подвал, колодцы, свой причал, свою купальню. Ещё сохранился фундамент, подвал, колодец, лестница, спускающаяся прямо к воде. Остров оказался необитаемым, только птицы…
Оказалось, что напротив нас на берегу бывшая усадьба Маннергейма, а с противоположной стороны по заливу ходят большие пароходы.
Принялись за устройство лагеря. Сагид с ребятами принялись расчищать дно в купальне, остальные заготавливали дрова. Пообедали поздно (щи свежие и грибы с картофелем!), палатки пришлось ставить в темноте. Комаров вечером тьма! Дед, - наш гид, обедал с нами, а ночевал в своей лодке, а завтра едет в Выборг – у него партсобрание! Вот какие деды-рыбаки пошли. Загнали мы его лодку, мотор испортился, но он не сердится, всё такой же радушный. За перевозку заплатили 5 руб. Окончен наш трудовой день.
Лестницу, которая у нас есть, прозвали женским клубом.
21/VII
Дни кажутся очень длинными, ведь столько видишь за день. Кажется, что первые дни отпуска были очень давно и события тех дней даже забываются. А сегодня день укоротили сами, встали около 10 часов. Женя и Сагид начали с того, что поехали за водой на моторке с дядей Серёжей. Сагид ещё вчера договорился на турбазе на кухне, что нам будут давать на весь день до 6 часов большое ведро на 2,5 в. И вот их не было очень долго. Вернулись через 1,5-2 часа. Они сделали ещё массу дел, выхлопотали лодку и на ней Женя привёз брёвна для будущего плота. Договорились с нач. турбазы Геной Берюзовским, о лодке, ведре и даже о хлебе. Ну а неугомонный Гапонов поехал в Выборг за продуктами. Вернулся часов в 6. Покричал нам с материка, а Сагид, верный себе, подхватил проходящую моторку, и перевёз Володю с рюкзаком на остров.
В общем, потрудились все сегодня. Да разве это труд, это удовольствие – тишина, кругом ласковая вода, погода отличная! Ребята решили строить плот?...
Мы обследовали свой остров подробнее, нашли сад с малиной, черной смородиной и яблонями. Дел по устройству лагеря наметили много, смеемся, что закончим дела по реконструкции лагеря в день нашего отъезда.
А вечером к нам приезжала в гости компания с турбазы во главе с Геной. Осмотрели наше хозяйство, приглашали к себе.
Лестницу, которая у нас есть, прозвали женским клубом. Очень приятно здесь над водой посидеть поболтать, почитать, повязать. Смеясь, пригласили на чай мужчин. Ребята же здесь заседают по целыми днями, т.е. между купаньями. Ведь купаемся здесь бессчётное количество раз. Рыбу удят с лестницы, рассказывают о прочитанных книгах.
Вода в заливе необыкновенная, ласковая, градусов 24. Выходить из неё не хочется. Нам местные говорят, что с погодой нам повезло. Обычно в это врем дожди, светлый день – один на пять пасмурных. Загораем, купаемся вволю!
А на настоящем юге – землетрясения! Бр-р!
22/VII
Потеряли счёт дням. Загорели мы здорово, все очень довольны нашим житьём. Вода – к нам проблема №1. Каждое утро кто-нибудь из ребят вплавь добирается до берега и идёт на турбазу, а обратно приезжает на лодке с огромным ведром. Часам к 5-6 вечера должны возвращать и то и другое. Мы сегодня воспользовались лодкой, посадили ребят и поехали бродить между островами. А мужчины строят плот. К вечеру он был почти построен. Мотались на нём по заливу, ныряли с него. Крики и смех раздавались наверное далеко кругом.
Ребята после сна тоже осадили плот, ныряли. Даже Адька осмелился. На плот водрузили красный флаг. Теперь есть свой транспорт. Вечером ведро повезли уже на плоту. Вид у наших плотоводцев очень красочный.
Скоро навалятся комары. Их весь день нет, а как солнце сядет, их появляется очень много. Благо, солнце садится поздно.
А сегодня мы ели на обед рыбу, наловленную только нами. Рыбка здесь клюёт.
23-24/VII
Погода стоит замечательная. Здорово нам повезло. Вчера весь день мужчины занимались плотом. Вышел отличнейший “корабь”. Наверх они положили дощатый щит из досок, получилось, как палуба, хоть начинай её драить. Теперь ребята красиво одеваются, когда едут на турбазу. Красные майки и чёрные трусы. Приносят с турбазы хлеба бесплатного. Подают бедным туристам. Как таким красивым не подать?!
Издалека виден наш плот с красным флажком. А над лагерем тоже развевается красный флаг; со дна морского Женя достал огромный заржавленный якорь. Установили флаг и якорь на лестнице, куда мы “пригласили” своих мужчин на ужин, чай. Удобно, весело и все вместе.
А вечером им пришла мысли устроить столовую из валунов. Ворочали камни, выдирали их из земли. Сделали стол и 10 седалищ. Хорошо получилось!!
Ну а сегодня 24/VII – день рождения нашего Володи. Осыпали его подарками и поздравлениями.
Подъем у нас был сравнительно рано, а доставка воды портит здорово настроение иногда. Вот сегодня Женю ждали несколько часов. На турбазе над нами подшутили. Спрятали ведро наше в пустую палатку, куда никто не догадывается заглянуть. Бегали, искали, орали. Наконец Женя всё-таки явился. Мы его простили. Наш завтрак прошёл в тёплой дружественной обстановке за почти круглым столом на почти круглых стульях. Даже был букет!
Потом устроили ныряние с плота. 9 человек лезли почти одновременно на плот. Он кряхтел, кренился. А Лида К. переживала за нас на берегу.
А вчера мы очень испугались. У ребят появилась привычка усаживаться на плоту или удить, или рассказывать что-нибудь. И вот Косте не повезло. Сходя с плота на берег, он провалился между камнем и плотом. Но всё обошлось благополучно. Без этого, вероятно не обойдешься.
А какая вода в заливе ласковая, тёплая в любое время суток, чистая. Выходить из неё не хочется. Никогда и нигде мы столько не купались, как здесь. Солёность воды небольшая – около 4%.
А вечером была удивительная рыбалка. Я вдруг наловила много рыбы: подлещиков, краснопёрок, плотвы (30 шт.). Сама удивлялась. А Женя и Сагид поднатаскали окуней. Улов исчислялся 90 шт.! Хорошо!
25/VII
Отпуск движется к концу. Доживаем последние денёчки. Решили сниматься с острова в пятницу рано утром, чтобы пробыть в Ленинграде подольше. Поручили Володе и Сагиду разработать план мероприятий. Сагид ездил в Выборг за продуктами, а мы наслаждались своей вольной жизнью на острове. Нам нравится такая жизнь, а Володе нет. Ему хочется двигаться, ходить, трудиться. Уж такой он неугомонный.

26/VII
А сегодня мы организовали поход на турбазу. Доплыли на лодке до причала и тут же начали удивляться фундаментальности когда-то построенной усадьбы.
Причал и терраса над заливом выложены гранитными глыбами, были когда-то разбиты клумбы и газоны, построены беседки. Всем этим не нарушена была природа. Очень красива колоннада белая, интересное место – это стол богов: огромный камень стол и десять глыб квадратных поменьше – стулья. Экзотика! Нагулялись, наудивлялись. Домой опять нас перевозили в два приема.
Сегодня Ж. и С. Поймали сетью 4 рыбины. Каких мы ещё ни разу не видели в своём котле. Ветер задул сильный и вода похолодала. Купаемся реже.
Осталось ещё 2 денёчка! Мало!

И не успели мы ещё с Лидой снять бигуди, как появился Сагид. Он остановил поезд.
27-28-29/VII
Вот и прошли эти денёчки, а значит кончилась наша вольная жизнь. Надо возвращаться в цивилизацию. Едем уже в поезде. За эти три дня было много событий и весёлых, и печальных, и очень интересных.
Выехали мы с острова 28/VII. Получилось раньше, чем мы намечали. Решили так потому, что погода всё равно испортилась. Дождь, прохладно стало. Переправились на материк в лодке за несколько приёмов. Дети доедали плов в лодке уже. Некогда. Это очень понравилось ребятам. А мы спешили, боясь опоздать на автобус с турбазы. Вернее не автобус, а санитарная, но не бесплатная машина. Доехали до Выборга. Там уже нам всё знакомо. Кинулись на перрон, рассчитывая успеть на поезд в Ленинград. Спешили, бежали, а успел только один Сагид. Двери захлопнулись и он уехал один.
А мы хохочущие и уже испуганные остались на перроне. Но мы верили в способности Сагида – он вернётся. Расположились на вокзале, ожидая Сагида. И не успели мы ещё с Лидой снять бигуди (это было постоянным объектом шуток наших мужчин), как появился Сагид. Он остановил поезд.
А потом наши мужчины решили ехать на автобусе, не зная, что они усложняют наш путь до Ленинграда. Доехали мы на автобусе до местечка Поляны. Под диким дождём ехали до этих злополучных “Полян”. Дорога впереди была оказывается изрыта. Дождь хлестал и нам пришлось снимать свои парадные формы. И как назло ни одного автобуса. Соболезнующие нам прохожие давали советы, где нам расположиться на ночлег. Но мы упорно решили ехать дальше. Мы вдруг какой-то старенький автобус-левак подъехал. Мы подхватили вещи и ребят и ввалились в него мокрые и горластые. Довёз он нас за 2 р. До Чёрной речки. Здесь уже началась цивилизация, даже милиционеры появились. Решили опять ехать дальше. Время уже 12-ый час. Дождь всё хлещет.

Разобрались, что шумит перед нами – это Финский залив.
Рейсовый автобус с очень чинной публикой довёз нас. Взяли билеты до Зеленогорска, а вывалились через 2 остановки. В кромешной тьме ничего не видно, только шум дождя и ветра. Прошли с фонарями шагов 50. Свалились все в кучу и закрылись клеёнкой. Ребята же стали ставить палатки. Промокли до нитки, но настроение было очень хорошее. Разобрались, что шумит перед нами – это Финский залив. Штормит. Улеглись только в час ночи.
А утром – солнце яркое, по голубому небу и по воде белые барашки. Вода холоднющая, совсем не та, как у нас на Выборгском. Оказалось, что мы расположились в парке, под дубами. Место отличное, но нам не до отдыха, надо было сушить вещи, всё содержимое наших рюкзаков. Перекусили всухую и отправились на автобусе до Зеленогорска. Какой симпатичный городок, совсем курортный с уютными домами – коттеджами. А из него на электричке доехали до Ленинграда. Вещи сдали в камеру хранения на Финском вокзале.
Очень устали в толчее города, изголодались. Вот уже не думали, что столько народу в будни. Билеты взяли сравнительно быстро. К 3 часам мы только освободились и смогли поесть.
Остаток дня мы посвятили Петергофу.
Поразили меня, да и всех, фонтаны, ради которых собственно и приезжают со всех концов страны. Культурных газонов очень мало. Это очень хорошо. В Петергоф и обратно нас доставил “Метеор” по Финскому заливу. Но дорогА дорога в Петергоф!
Ну а спать уезжали на ст. Курорт за Сестрорецком, на берег Финского залива. Длинный, предлинный пляж, сосны и море (очень мелкое). Купаться было невозможно – пока дойдёшь до глубокого дна – замёрзнешь.
Второй день посвятили Эрмитажу, Исаакиевскому собору; ходили смотреть Аврору, Медного всадника. Впечатление всё производит сильное, волнующее.
Ну а в завершение – чуть не опоздали на поезд. Пришлось даже бежать с рюкзаками. Можно представить себе, какие мы были. Это было через силу. Но всё закончилось благополучно и вот мы блаженствуем в креслах поезда, едем домой, в нашу Москву.

Ну какой же итог?
Мы, т.е. я и Женя, поняли сладость нашего похода, такого вольного, ни от кого независящего житья. Трудности, если они и бывают, не удручают и не портят отдыха. Принимаем всё, как есть.
Пожалуй, нас теперь на окультивированный отдых и не совратишь!
А сколько ещё неизведанных нами мест?!
О проекте
Мои бабушка и дедушка, Зоя Владимировна и Евгений Аркадьевич Емельяновы, были туристами и обошли в 60-80-х гг XX века разные места нашей большой страны.
В походах они фотографировали, а бабушка также вела дневник: после переходов с рюкзаками или на байдарках, готовки еды на костре, мытья посуды в реке писала в палатке с фонариком путевые заметки.
И потом в Москве делала из этого альбомы с текстом и фото.
Когда я во взрослом возрасте прочла «свой» уральский альбом - в 1982-м году месяц «походничала» с ними и с родителями на реке Урал, - заметила, что она пишет как Пришвин.
Это уникальный материал не только из-за описаний природы и местностей, которые давно уже не дикие. Здесь видно также развитие людей за 15 лет от молодых до зрелых, изменение отношений в компании, реалии того времени, человеческие навыки и человеческая же природа - открытая и живая.

У меня сохранились 15 таких альбомов, и в 2021-м настало время показать эту историю вам.

Яна Жукова

PS. Мы сохранили авторскую орфографию и пунктуацию.

Редактор: Яна Жукова ya.yanazhu@gmail.com
Дизайн и верстка, подготовка материалов: