Урал

1975 год

Частный архив Яны Жуковой
И что-то уж очень подозрительна постоянная симпатия к Уралу.
Урал 1975 г.

Состав группы:
Емельянов Е. А.
Емельянова З. В.
Филимонов В. А.
Филимонова Е. В.
Захаров В. А.

Подъезжаем к Саратову! Поезд “Казахстан” мчит нас по приволжским степям. Они до самого горизонта и напоминают зелёный, бархатный ковёр. А по нему разбросаны рощицы, уже позолоченные осенью. Золотятся массивы скошенного хлеба!

Мы в отпуск! Настроение отличное и даже, кажется, праздничное!
А вчерашний день был очень суматошный. После работы бегом домой, бегом поели, бегом дособрали рюкзаки. И только когда плюхнулись на сиденье такси, почувствовали, что мы в преддверии отпуска. До чего же приятна эта суматоха! На вокзале нас провожали Игорь, Аркадий и Н. Захарова. Аркадий приехал после экзамена в МИРЭА. Сдавал физику… Они нам завидуют…
В 18 часов по-московскому времени будем в Уральске.

Опять едем на Урал. Сентябрьские маршруты очень редки. А Урал манит нас и рыбой, и арбузами. А главное простор, тишина! И что-то уж очень подозрительна постоянная симпатия к Уралу. Поживём, посмотрим!
Кроме нас в Уральске сошли еще 3 группы. Пока переносили рюкзаки, другая группа успела схватить единственную машину, стоящую у вокзала. Потеряли сноровку наши мужчины… А наша задача – доехать до Владимировки и оттуда начинать маршрут.
30 августа – 75 г.
6 часов утра. Посёлок Владимировка.
Сижу над Уралом. Собираем байдарки. Со Славой ходили во Владимировку. Магазины оказались закрыты. Сумели купить картошки и помидор.
Очень трудная была ночь. Мы её провели в ГАИ…!?
Конечно мы не были задержаны. Мы были гостями, мы были под их защитой. А мы с Женей даже дремали на старом, пыльном диване под оглушительный грохот мотающихся от ветра ставен.
И всё это потому, что нет попутных машин, а на рейсовом автобусе мы смогли выехать только на край города.
Ну а с первым автобусом мы доехали до Владимировки.
А сейчас перекусили. Байдарки готовы. Спустили на воду в 13 часов.
Жара и ветер. Жара и пыль. Кое-как ополоснулись у грязного берега. Пошли…

По закону подлости ветер в лицо бьёт. Волны захлёстывают байдарку. И лишь только когда ветер был нам в спину, он был нам помощником. Мы ставили самодельный парус, и скорость прилично возрастала. Все очень устали после бессонной ночи.
Здесь стояла в июле жуткая жара до 56°. Погорела трава, пожухла листва на деревьях. Урожай хлеба очень плохой. К нашему сожалению и урожай арбузов неважный.
К тому же в уныние нас повергла брошенная бахча. Правда мы собрали очень много маленьких, но созревших арбузов и дынь, но… Это, конечно, лучше оставить было на корм домашним животным.
Первая стоянка нам приглянулась недалеко от прошлогодней “песчаной стоянки”. Ветер, жара и песок. Купание здесь прекрасное.
А к вечеру всё затихло.
Этот снимок нашей стоянки за Владимировкой. Слава не нашёл лучшей и удобной позы,
чтобы есть душистую судачью уху.
Поражает тишина. Ни одного цивилизованного звука.
1 сентября.
День прекрасный, хоть и ветреный.
Сегодня первый большой улов. Великолепные лещи, голавли и чухонь. Виктор отличился.
Порядок дня такой: подвести итоги по расходам и отдыхать. Бессонная ночь даёт о себе знать.

2 сентября.
Ходовой день. Вышли только в 12 часов. С трудом загрузили 2 байдарки. Вещей что-то очень много, а байдарок только две. Сегодня у нас задача такая – дойти до Янайкино. Погода нам способствует. Солнце слепит глаза, искрится во всех всплесках уральских волн.
Идти очень приятно. Не верится, что мы в отпуске. Просто заставляем наши нервы и сердца отдыхать. Огромное удовольствие доставила нам бахча. Кругом созревающие арбузы и дыни, а сарайчик, где живёт хозяин, до половины загружен арбузами и дынями. И нам предоставлена полная свобода выбора. Но и выбор оплатили мы прилично. Купили на 20 руб. очень много арбузов и дынь. Опасались, как бы наши лодки не пошли ко дну.
Но арбузы чудные! Восторгам нет конца. Даже наши стонущие мужчины согласились везти это гору лакомств. И хорошо, что не было встречного ветра.

Около 4-х часов мы были в Янбеке. Здесь добавили в наши очень перегруженные лодки “всего” 30 кг соли, огурцы, помидоры. Недалеко от Янбека остановились у стоянки москвичей. Они уезжают сегодня.
Они рассказали, что у них весь месяц живёт орёл с переломанной ногой. Ни к кому ни идёт, а им разрешает даже лечить больную ногу.
Через 2 часа мы были на нашей прошлогодней стоянке. Но вставать здесь никому не захотелось. Штурман тянет вперёд. Начали ворчать все. Но стоило найти хорошую стоянку, как все страсти улеглись. Встали на азиатском берегу. На песке всюду множество звериных следов. Мы поставили палатки на уютной полянке. Решили назвать это место “уютным”.
Поражает тишина. Ни одного цивилизованного звука. Земля, если можно её так назвать здесь, вся пересохла, покрыта трещинами и засохшими колючками. Палатки мы поставили на песке далеко от воды под тенью деревьев.
Наша стоянка “Уютное.”
Но мы держим нос морковкой. Мы молоды духом, своими помыслами и настроениями.
3 сентября.
Принимаю с утра поздравления с днём рождения. 43 года!!... Многие в этом возрасте предпочитают отдыхать на курортах или сидят на “печке”, а мы неугомонные мотаемся по России.
Е. Филимонова уже стала бабулей. Я тоже через полгода стану ей. Но мы держим нос морковкой. Мы молоды духом, своими помыслами и настроениями.

Погода необыкновенно приятная. Урал остыл за холодные ночи. Но мы всё равно смело кидаемся в воду.
Наслаждаемся тишиной, теплом, ласковым ветром, купанием.
Ночью восторгались необыкновенным небом.
На бархатно-чёрном небе миллионы звёзд больших и малых, целые россыпи звёздного крошева.
Кто-то из местных нам сказал, что старые казахи говорят, что этот год (1975) называется годом “зайца”, этот год резких перемен в погоде. А потом мы услышали, что на Урале в сентябре будет резкое похолодание и это после жуткой жары. Ожидается снег с дождём. Посмотрим. Весь сентябрь мы будем здесь.
Ну а теперь о праздновании моего рождения. Банкет был назначен на 4 часа. Ребята на рыбалке.
Первым появился Виктор. Шёл к палаткам с постным лицом. Мы думали, что неудача. А он держит в садке такого судака…!!!
Судак – гигант на 3,5 кг!
И это было первым презентом мне – имениннице.
Второй презент – подарок моего мужа – голавль на 150 г…. Ха, ха, ха!

Целовать не за что.
А пир у нас был горой. Долго гуляли по берегу, слушали приёмник, попели! Вечер чудный!
Завтра идём дальше.
За такой подарок не грех и поцеловать…
Рыбаки готовят снасти.
Праздничный стол накрыт и ждёт гостей.
4 сентября.
Среди тишины – мы!
А на самом деле мы на песчаном полуострове, переходящем в отвесный яр. Вид с берега на панораму Урала изумительный. Этот песчаный полуостров окаймлён голубой водой, по берегам яркая зелень и голубая лента Урала убегает за яр.
Солнце нас с удовольствием поджаривает, но напоминает, чтобы мы не забывали поворачиваться другим бочком. Рыбаки с энтузиазмом работают спиннингами. Это для души. Они же были недовольны утренним уловом. 8 судаков достались без труда.

После Янайкино прошли два великолепных переката, много чудесных мест для рыбалки и стоянки.
В Коловертном купили хлеба и соли. Устроили перекус. Паром здесь не ходит. Урал ведь очень обмелел. Заметили мы, что и баржи редко проходят. “Зарница” тоже не курсирует.
За Коловертным встретили моторку Минулина. Встретились очень дружелюбно. Причалили к берегу. Посидели. Договорились, что заезжают сегодня к нам. Стоянка прежняя.
Через час мы были в Бударино. Очертания берега очень изменились. Яр обвалился. Крайние деревья упали в воду. Но всё равно знакомые, милые места.
5 сентября.
Утро началось с обсуждения опять же вчерашнего события. Коль мы люди грамотные, живём в космический век, то смело можем утверждать, что это сгорела какая-нибудь ступень ракеты или закончил своё существование спутник.

Сегодня объявили аврал по уборке стоянки. Много до нас здесь бывало людей. Очень здорово высох лес. Оказалось, что аврал был только для нас женщин.
После ужина мы с Женей отправились спать, а мужчины решили покурить на “террасе”, так мы называем луг, что повыше нашего лагеря. Слава решил отшельничать и поставил там палатку. Вдруг крик Виктора: “Смотрите на небо!”
Мы и до сих пор не можем понять, что же это было!? На чёрном бархатном небе, засыпанном яркими звёздами, появилась зигзагообразная туманность, которая ярче намного млечного пути в 2-3 раза, потом от утолщенной части её отделился яркий пятачок. Он стал двигать на восток, увеличиваться. Я его увидела, когда он был уже большой. Увеличивался он довольно-таки быстро. Сквозь него видны звёзды. Это было в 23 часа.
Продолжалось это минут 5-7. Мы даже заволновались. Вдруг атомная война…, а вдруг погибла какая-то галактика…., а вдруг это привет из космоса?... Как много вдруг… Включили приёмник, войны нет. Тогда можно спать.
А покорение Урала действительно продолжается уже третий отпуск!
Очень хорошо устроились. Из Бударино Виктор привёз стол и доски.
Чертовски здорово живём мы здесь! Впереди три недели житья здесь. Это впервые. Выдержим ли однообразие?
Арбузы уплетаем с большим аппетитом, ныряя аж носом в сочную красную мякоть.
7 сентября. Воскресенье.
С ночи задул страшный юго-западный ветер. Рвёт наши палатки, гонит нам в глаза и всюду, куда только можно, тучи песка.
Урал тёмно-серый, сердитый, а ветер гонит воду вспять, на гребнях упрямых волн белые барашки. Кажется, что оправдаются предсказания старых казахов. Неужели и лето кончилось для нас?!
Рыба с утра не клюёт. Рыбаки сердитые, как этот ветер. Начали плести плетень, иначе невозможно зажечь костёр. Ветер засыпает песком стол. Плетень получился отличный. А у костра теперь можно спокойно и уютно посидеть.
Утром ещё Виктор увидел под нашим яром хвостище хорошенькой рыбищи.
И у всех забродили умы. А вдруг, как в прошлом году?!!! Решили перепахивать дно Урала! Вдруг повезёт?!
Ребята долго готовились, договорились быть очень внимательными и осторожными. Уж очень река беспокойна. Мы замерли на берегу в волнении. Байдарку качает, бросает, заливает. Но ребята терпеливо и осторожно пахали воду. И опять удача! 20 кг!!! Приятный сюрприз!
Днём из Бударино привезли телеграмму. Аркадий засыпался на последнем экзамене – сочинении. Очень расстроились.
А вечером, уютно устроившись у стола у костра, уплетали уральские деликатесы!!! Ох и вкусно! Ветер затих.

8 сентября.
Нас разбудило солнце! День чудесный! Опять лето! Опять ласковое, горячее солнце! Природа вспыхнула опять всеми яркими красками! Только купаться нельзя, вода уж очень холодная!
14 сентября.
Целую неделю не писала. Всё нет времени. Начну воспоминания.
Прежде всего вчера проводили Женю и Славу в Москву. Очень грустно стало, как-то тихо, непривычно. Хлопот с отъездом было много.
А накануне решили устроить праздничный обед.
Но с утра нам испортили настроение подвыпившие, нахальные лесничие (так они нам представились). Они требовали, чтобы мы уехали отсюда. Якобы не положено. Есть постановление о запрещении разводить костры. Спорили, убеждали, еле отделались.

Всю неделю рыбаки ловили очень много рыбы. А с ней очень много хлопот. Ведь мужчины только ловят и хорошо едят её. А всё остальное возложено на нас.
Попался очень приличный сом. Славе это ещё непривычно. Он в прошлом году на этой стоянке не был. Ведь они с Наташей уехали из Янайкино.
Утром в день отъезда, т.е. в субботу, встали в 5 часов утра. Раньше нашего “петуха”. Опять наша старая ворона, которая и в прошлом году жила здесь, каркает ровно в 7 часов. Голос её охрип малость от старости.
Снимала восход солнца.
В 7 часов приехала машина. Помахали вслед уезжающим. Загрустили. Остались втроём.

Вчера была отличная гроза с градом. Говорят это впервые за всё лето.
Урал менял свою окраску в течение всего дня. То он золотился от солнца и весело бежал вперёд к Каспию, то он вдруг делался зелёным. И очень интересное освещение было накануне грозы во второй половине дня. Он стал стальным, жёстким. А как он кипел во время грозы от дождя и града?!
У нас появился четвёртый член группы – одинокий, испуганный, худой, рыжий котёнок. Он несколько дней привыкал. Видно родился на бахче.
17 сентября.
Сижу одна в тишине, если не считать нашего кота Рыжика, который сладко спит, закрыв свой рыжий нос лапкой.
Необыкновенно спокоен Урал. Очень тепло. Ребята на рыбалке в Азии. Меня оставили в России. Не писала два дня.
Второй раз над нами разразилась жуткая гроза.
Гремели раскаты грома, на нас лились потоки дождя, по крыше палатки стучал град. А мы, забравшись втроём в нашу палатку, пытались её переждать.
Гроза затянулась.
А к вечеру я заболела. Ребята заботливо ухаживали за мной. Я вышла из строя всего на 1,5 дня, а ребята впервые за все походы успели поцапаться. Но вчера же был восстановлен мир при сказочной тишине и серебристом лунном сиянии. Урал тоже всё слышал и довольный молчал. После ужина долго сидели у костра и разговаривали. Рыжик тоже сидел с нами, доверительно положив свои конечности на наши кеды.

А рыбаки наши начинают свой новый день с хорошего улова судаков. Судаки огромные, живучие, колючие.

В середине дня приехали бударинцы. Пока старшие уходили на моторке, маленьких Женька гостил у нас, играя на берегу с Рыжиком.
А мы втроём потели над огромной кучей судаков.
Когда они вернулись и подошли к берегу, мы в моторке увидели необыкновенно огромную белугу! Кг 70-80!
Такую рыбину, кроме музея, нигде не увидишь. Не могла лишить удовольствия себя сфотографироваться верхом не ней. Уникальный снимок!
То ли лоси, то ли птицы какие-то. Но нервы наши пока на месте.
20 сентября.
Луна, мы, кот Рыжик и волки! Это не шутка! На самом деле, только что опять выли волки. Они стали устраивать свои оргии каждый день в течение нескольких дней. Соседи пренеприятные.
Погода просто изумительная!
Безоблачное небо, слабый тёплый ветерок.
Всё удивляемся, что вот уже конец сентября, а погода совсем летняя. Не оправдались пока прогнозы.
Волки начинают свою оргию ещё засветло: и тявкают и воют. Мы в это время начинаем стучать в кастрюли, поднимаем крик и ярче зажигаем костёр. Мне кажется, что мы всерьёз не воспринимаем это. Поначалу было жутковато, а сейчас уже привыкли. Даже кот боится этих песен.
А иногда в лесу слышаться незнакомые вскрики. То ли лоси, то ли птицы какие-то. Но нервы наши пока на месте.
Нам отдыхать ещё неделю. Настроение в лагере отличное. Здоровый юмор – наш попутчик. А сейчас над Уралом звучит музыка Грига – песня Сольвейг!
Жизнь наша идёт своим чередом. Омрачают её лишь волки. Живём рядом с ними, но надеемся, что они летом сыты. А Урал нас балует рыбой! Да ещё какой!?

У нашего штурмана появился верный друг. Рыжик счастлив среди нас, но особенно он боготворит Женю. Спит он на подстилке из брюк штурмана. Узнаёт их по рыбному запаху. А утром ждёт, когда Женя зашевелится, начинает играть и с нетерпением ждёт, когда Женя нальёт ему молока.
21 сентября.
Сегодня нам привезли весточку с Большой земли. Это откликнулась Филимонова. Доехали они нормально.
Сегодня ночью опять был волчий концерт. Это начинает угнетать. Почему-то за пологом палатки себя чувствуешь спокойнее. Спим по 12 часов.
Вечерами, когда мои рыбаки ещё на рыбалке, я устраиваюсь в моторке. Со мной приёмник и круглая жёлтая луна, на которой я стараюсь разглядеть следы американских астронавтов. Время-то у меня очень много.

22 сентября.
Сидим у костра: я, Женя, Витя и Рыжик. Он счастливее всех нас. Делит себя на всех – кому лапы, кому хвост, кому рыжую мордочку. Нежится, лениво играет. Занятное существо!
Сегодня был утром огромный улов. Уже не удивляемся огромным судакам, вес которых за 3 кг, не удивляемся количеству.
Приезжали бударинцы и привезли по нашей просьбе двустволку. Уж теперь мы вооружены до зубов!.... Пускай сунутся волки?!... Мы их…?!? Бабахнем по волкам сегодня… Смелые стали. Сегодня видели волчьи следы в 100 метрах от лагеря… Жуть берёт.
Вооружённые до зубов мы пошли гулять по дороге, забыв о Рыжике.
А обернувшись, увидели, что он топает за нами. Шёл почти до конца леса. И очень был рад, что мы с ним.
Хоть волки и не выли, Виктор всё-таки бабахнул. Очень громко раздался выстрел в тишине.

23 сентября.
Сегодня вторник. Осталось у нас ещё три дня отдыха. А жаль! Ночь была очень холодная. Зато день начался очень тихим и жарким.
Утром увидели в нашем капкане хорька. Это он каждую ночь разрывал наши ямки с рыбой.
Видели сегодня старого лося с великолепной короной рогов. Он переплывал Урал из Азии на наш берег. Очень сильный зверь. Почти отвесный яр взял с первого захода.
24 сентября.
Сидим у костра. Из-за кромки леса наконец-то выбралась обиженная луна. На бархате неба ярко горят звёзды. Поразило на миг одно явление. Подняв голову, увидела, будто звёзды расходятся в разные стороны. А это, конечно, блестящая звёздочка спутника на какое-то мгновение совместилась со звездой, а потом они двинулись в разные стороны. Да ещё двигаются вместе со спутником две красных точки.

Чего только не увидишь на современном небосводе. Да и на земле творится тоже что-то непонятное. Сегодня в 7-30 утра затявкали и завыли волки. Где это видано? Где это слыхано? Виктор, постоянно читающий журнал “Охота и рыболовство”, говорит, что не слышал никогда, что волки так близко жили от людей. Чувствуется, что стая большая с малышами. Однажды они выли и со стороны луга. От выстрела они замолкают на какое-то время, но не уходят отсюда.
Пропал наш Рыжик. В темноте рядом с лагерем бродил какой-то зверь. Шелестят листья, хрустят ветки. Ребята несколько раз поднимались с фонарями прочёсывать наш лес. Но никого.
Страдаем без кота. Жалеем его. Неужели лиса его сцапала?
Утром появился наш Рыжик голодный и холодный. Это было вчера. А сегодня мы блаженствуем вчетвером у костра. А тишина стоит какая!!!
И мы одни. Кругом ни одного костра. Всё спит.

А вообще-то хочется уже домой, в Москву, в цивилизацию. Стало утомлять это неуютное соседство с такими опасными соседями.
Ведь живём мы как в зоопарке, впереди аквариум (т.е. Урал), начинённый рыбой, а сзади в Европе и впереди в Азии лес, считай, что вольеры, с волками, лосями, косулями, лисицами. Сегодня утром ребята, освободившие себя от рыбалки и услышав пение тетеревов, пошли с биноклем смотреть их. Сейчас, конечно, не весна, но тетерева танцевали друг перед другом и их токующие голоса далеко были слышны. Они распустили свои хвосты-веера, подпрыгивают.
Сегодня ещё видели пролетающие на юг треугольники гусей и журавлей. И не раз видели стайки пушистых клубочков-куропаток.
А этот мир, огромный и спокойный, с яркими хрусталиками звёзд и луной-фонарём сейчас принадлежит нам! Мы, конечно, можем поделиться! Мы не жадные! Но это ощущение приятно.

Но ведь кончается наш отпуск. Завтра начнём потихонечку собирать вещи.

25 сентября.
И вот последний вечер у костра.
Костёр огромный, яркий. Даже нет волков сегодня. Виктор для пущей важности пальнул последним патроном, дабы было страшно волкам, а не нам. Ночь тихая, луна глуповато-ущемлённая, а мы спокойно счастливые.
И вот дважды удалось увидеть таких огромных белуг. Что-то невероятное!

26 сентября.
Ранее утро. Мы все на террасе. Лежат груды рюкзаков. Мы все в нетерпении, ждём машину. Должен приехать Володя. У меня на животе под телогрейкой спокойно мурлыкает рыжик. Боюсь его отпускать, удерёт пожалуй. Чувствует неладное. Хотим его отвезти в Бударино к Минулиным.
Вчера, т.е. в пятницу, приехали опять наши знакомые из Уральска. И среди беготни сборов мы минут 20-30 посидели с ними. Собирались в темноте при свете костра, свечей и фонарей. Спали всего 3 часа. И вот около 10 часов (!!??) приехал Володя. Погрузились. Я с Рыжиком в скрипящей кабине, а ребята в кузове. Прощай, Урал! Прощай тишина! Мы ещё вернёмся!!!

Уральск. Ждём опять. Теперь уже поезда. Билеты у меня в кармане. В сетке 10 бутылок пива, раки и мягкий хлеб! Что ещё нужно дикарю туристу приехавшему в город? Если только ещё мороженое? Так я съела 3 двойных порции. Ох-хо-хо! Очень жарко и пыльно. Много народу, много машин.
Поезд мчит нас в Москву, домой! Саратов будет в 24 часа. Мы, усталые, устраиваемся отдыхать…
О проекте
Мои бабушка и дедушка, Зоя Владимировна и Евгений Аркадьевич Емельяновы, были туристами и обошли в 60-80-х гг XX века разные места нашей большой страны.
В походах они фотографировали, а бабушка также вела дневник: после переходов с рюкзаками или на байдарках, готовки еды на костре, мытья посуды в реке писала в палатке с фонариком путевые заметки.
И потом в Москве делала из этого альбомы с текстом и фото.
Когда я во взрослом возрасте прочла «свой» уральский альбом - в 1982-м году месяц «походничала» с ними и с родителями на реке Урал, - заметила, что она пишет как Пришвин.
Это уникальный материал не только из-за описаний природы и местностей, которые давно уже не дикие. Здесь видно также развитие людей за 15 лет от молодых до зрелых, изменение отношений в компании, реалии того времени, человеческие навыки и человеческая же природа - открытая и живая.

У меня сохранились 15 таких альбомов, и в 2021-м настало время показать эту историю вам.

Яна Жукова

PS. Мы сохранили авторскую орфографию и пунктуацию.
Редактор: Яна Жукова ya.yanazhu@gmail.com
Дизайн и верстка, подготовка материалов: