Работа Юрия Николаевича в пространстве московского образования.
Юрий Николаевич Усов много лет работал с московскими учителями. Это была индивидуальная работа с учителями-экспериментаторами, которые организовывали и проводили в своих школах киноклубы и факультативы по киноискусству.
А с 1980/81 учебного года эта работа стала системной. В её основу лёг так называемый «Тушинский эксперимент». С инициативой выступил райком партии Тушинского района Москвы, когда появился ряд школ по новым архитектурным проектам с возможностью оборудования в них школьных кинотеатров. Инициативу поддержало и стало развивать Главное управление народного образования города Москвы.
Для учителей-участников этого масштабного эксперимента решили организовывать специальные курсы, которые должны были помочь им самим освоить основы киноискусства, чтобы проводить в школах работу по кинообразованию. Программу этих курсов и разрабатывала лаборатория Ю.Н.Усова. Было принято решение проводить эти курсы блоками для трёх возрастных групп – начальная школа, основная школа, старшая школа. Курсы были организованы на базе Городской фильмотеки (Рук. Крупнова М.Г.) с участием Московского института усовершенствования учителей, который непосредственно курировал курсы. Какие же это были необыкновенные курсы! Учителя смотрели фильмы, обсуждали их, слушали интереснейшие лекции от творцов кино, киноведов. Юрий Николаевич со своими коллегами помогали учителям вырабатывать методику просмотров и обсуждений кинофильмов. Это была очень увлекательная и творческая работа. И душой этих курсов был Юрий Николаевич! С этих пор наладились связи лаборатории Юрия Николаевича с Институтом усовершенствования учителей, его часто приглашали для проведения занятий с учителями, заинтересованными в кинообразовании. А программы кинофакультативов для работы со школьниками разных возрастов, которые разработали сотрудники Ю.Н.Усова, стали активно использоваться в московских школах.
А когда на нас всех обрушился информационный поток, кино сменили видеокассеты, Юрий Николаевич стал придумывать новые формы работы с новым материалом. На смену кинообразованию пришло медиаобразование. В1996 году Московский институт работников образования (бывший МИУУ) провел первый выездной семинар для работников образования города Москвы по медиаобразованию «Пахра-96». Совместно с лабораторией экранных искусств Института Художественного образования была разработана программа семинара, в распоряжение участников была предоставлена прекрасная аудио/видеотехника, компьютеры… Семинар проводился за городом (в пансионате Пахра), что давало возможность максимально насытить время различными лекциями, практическими и творческими занятиями, консультациями. Участники семинара к тому же сами осваивали съёмку видеофильмов, выпускали свою газету. Более 80-ти учителей пополнили ряды медиапедагогов Москвы.
И снова Юрий Николаевич предложил очень творческую программу этого семинара. Здесь почти не было никаких лекций, кроме установочных. Участники разбивались на группы, которые должны были сами придумать и воплотить в жизнь видеопроект из имеющихся видеосредств при помощи видеотехники и компьютера. Работа велась с активной помощью кураторов института и лаборатории. Защита этих проектов показала, как можно по-новому работать с новыми средствами и техническими возможностями. Юрий Николаевич помогал определить точную цель творческой работы, подобрать выразительный материал, воплотить замысел в максимально художественной форме. Теперь я понимаю, какой это был прорыв, а тогда мы были просто увлечены новыми возможностями.
С тех пор Юрий Николаевич на постоянной основе проводил занятия в Институте повышения квалификации работников образования для учителей мировой художественной культуры. Это очень обогатило содержательную часть курсов. Много лет мы использовали на занятиях методические приёмы, придуманные и воплощённые Юрием Николаевичем. У нас в институте в конце 90-х сложилась традиция начинать занятия на факультете профессиональной переподготовки для учителей культурологии с просмотра и обсуждения фильма "Общество мёртвых поэтов" (фильм Питера Уира) с использованием материалов Ю.Н.Усова. Думается, что эти материалы, как и многие другие его авторские методики, нисколько не устарели.
Идеи Юрия Николаевича о многообразии воплощения смыслов художественными средствами в кино способствовало более глубокому пониманию основы всех искусств – художественному образу. Это было очень важно для реализации программ по мировой художественной культуре и культурологии, относительно новых школьных предметов. В этом плане можно считать, что Юрий Николаевич опередил своё время. Он учил думать, искать смысл высказывания в произведениях искусства, сравнивать, сопоставлять языки разных видов искусства, выражающих замысел Художника. Это позволяло уйти от поверхностного взгляда не только на искусство, но и на окружающий человека мир.