23-го в Москве – с Викой. Созвонились вечера, условились встретиться утром, и встретились у метро “Белорусская”, у последнего вагона поезда, идущего с Речного вокзала (Вика остановился у Аси). Ровно в 11 ч.30 м. – как условились – я на месте, подходит поезд метро и я вижу через стекло постаревшее лицо, не то смуглое от загара, не то потемневшее от времени, как темнеют от времени вещи. Что-то прежнее на минуту вспыхивает в глазах Вики – радость встречи – и он показывает оживленно – на часы: точность.
– Я всегда, как идиот точен – не умею, если и хочу опоздать.
– Да, ты точен, но вот поезд почему точен?
Мы сходим на Маяковской и идем не торопясь, вразвалку, как ходили раньше. Все время не оставляет это – “как раньше”, когда было легко, радостно, просто. Вика, “как раньше” рассматривает, задрав голову, мозаики Дейнеки:
– Кому это нужно, а? Ты когда-нибудь смотрел на эти картины?... Голову свернешь. Для чего человек работал, а? Смотри, смотри, ничего вещи, а?
Это прежний тон, прежняя Викина музыка. Ирония, и начало того смотрения по сторонам, того растворения и беспрограммного текучего разговора, который был для меня всегда прелестью этих встреч.
Мы едем троллейбусом в учреждение, где выдают сертификаты – кажется, какой-то банк, на Кутузовский проспект. Вика должен получить что-то около сорока рублей – остаток за изданную в Италии книгу, договор на которую много лет назад заключил с издателем.
Летний, солнечный день, – тепло, и что-то уже от осени – в свете, в ветерке, в запахах. Вика идет, опустив голову – в своих обычных летних полотняных брюках, в немного нелепой серой рубахе, в черном дождевике (утром было пасмурно), тоже нелепом. Рассказывает, как в Киеве, ранним утром, часам к семи приезжает на пляж, купается, греется на солнце – один на весь пляж, и от этого его одиночества, которое чувствую, становится грустно и тяжело. В нем – усталость и что-то отошедшее, свое, грустное… В день его приезда я сказал ему: … и голос у тебя грустный.
– А отчего ему быть веселым?
Деньги получить не удается – нужна какая-то, неведомо от кого, справка о том, какие именно произведения опубликовали, за что деньги. Смысл: чтобы не получилось так, что деньги переделены и получены за что-то антисоветское, что-ли. Звоним в Управление по охране авторских прав, в Министерство финансов, что-то выясняем, тем временем – обед. Идем к Лунгиным.
Вспоминает как в июле 60 г., Вика приехал из Чехословакии, пришел ко мне – с подарком, с чешским стеклом, и с гостем, писателем из Праги и мы пили в пустой квартире (все на даче), и чешский писатель упился до безобразия и мы бегали на Белорусский за водкой, а на следующий день пошли утром опохмелиться, выпили в “Якоре” по сто грамм, вышли и посчитав мелочь, вдруг решили сфотографироваться, перешли улицу и сфотографировались. Эта фотография – Вика молодой, черноволосый, худощавый, со щеточкой аккуратных усов и я – в ковбойке, опухший слегка от водки – в Киеве лежит у него под стеклом.