Орлов – Черданцева


Памяти моих прабабушки Нины и прадедушки Кости
Самое грустное, что я знаю о них до обидного мало – остались только мои воспоминания, рассказы мамы, много фотографий – зачастую весьма скверного качества, газетная вырезка и афишка за 1932 год. И запись на старой кассете Denon их сына, моего деда Алика о том, что прошло уже пять месяцев со дня смерти прабабушки. Не могу сказать, что мы были очень близки – мы довольно редко виделись и общались, но я помню почти каждую нашу встречу, с самого еще раннего возраста.
И тем не менее мне уже давно хочется рассказать про них –
Черданцеву Нину Михайловну и Орлова Константина Алексеевича.
Мои прабабушка и прадедушка, про которых я думаю очень часто.
С чего же начать свой рассказ? И вроде бы и знаешь мало – так, обрывки, смутные воспоминания, рассказы мамы, мало точных фактов – а начать трудно. Может быть, с начала?
Вот что мне известно о семье прабабушки. Она родилась в Ростове-на-Дону. Я даже года ее рождения точного не знаю – предположительно, 1910. Мне удалось найти "Алфавитный список жителей города Ростова-на-Дону на 1913 год" и благодаря этому я знаю, что прабабушкина семья в то время жила по адресу: Покровский, 66. Если судить по старой карте, то рядом был ипподром и множество кладбищ – братское, магометанское, военное, христианское. Было недалеко от дома и фотоателье, где были сделаны семейные портреты – на Большой Садовой, против летнего сада клуба приказчиков, фотоателье Г.А. Шифрина (старшего). К сожалению, старых фотографий Покровского переулка я не нашла, но есть другие, той же Садовой, и можно мысленно побродить по этим улочкам. Нынче это переулок Журавлева и дом, где жила семья – не сохранился.
И про прабабушкину маму я ничего не знаю – только имя – Вера Федоровна. Не сохранилось ни воспоминаний, ничего – только одна фотография, на которой прапрадед с молодой девушкой и можно предположить, что это она. А может быть и его сестра – кто знает? Вероятно, прапрабабушка умерла еще молодой, когда ее дочки были маленькие.
Карта 1903 года. Источник: etomesto.ru
Источник: Википедия
Про прапрадеда известно немного больше. Звали его Михаил Григорьевич Черданцев. Как и когда он оказался в Ростове-на-Дону – неизвестно. Отец его был грузином, а мать – то ли гречанка, то ли итальянка – мнения расходятся. Моя мама утверждает, что был он из обедневшего дворянского рода, но подтверждений этому я не нашла. Еще мама уверяет, что "у него в собственности было два парохода. На одном он и сам был капитаном и вся семья летом плавала на пароходе по Дону."
И тут я не до конца уверена в достоверности, но, действительно, на дореволюционных фотографиях у прадеда морские знаки на кителе, так что часть правды в этом, безусловно, есть. Я нашла такой знак в Википедии, статья: "Русское общество пароходства и торговли" и вот, что там написано: "В штате РОПиТ была предусмотрена ещё одна, высшая, должность – Инспектор морской части. Ему полагалась та же форма, что и у капитанов, но якорь на воротнике был перевит канатом, без звёздочек, и на рукавах имелись галунные знаки различия". Не знаю, соответствует ли это действительности, но если приглядеться, то видно, что якорь и в самом деле перевит канатом.
А больше мне почти ничего неизвестно.
Но одно я знаю наверняка – что в первом браке у прапрадеда родилось четыре дочери – Надежда, Софья, Евгения и Нина (моя прабабушка).
Прапрадед Михаил с неизвестной. Прабабушка Нина.
Прапрадед Михаил, прабабушка Нина с сестрой Женей (Женя постарше)
(Фото из личного архива)
С сестрами прабабушка Нина дружила всю жизнь – они ездили друг к другу в гости, обменивались фотографиями и письмами (письма, к сожалению, не сохранились). Надя после революции так осталась жить в Ростове-на-Дону. Остальные – разъехались. Вот, что об этом рассказывает моя мама:

"Баба Соня и моя бабушка Нина после революции перебрались в Москву, а баба Женя с мужем уехала в Ленинград. Баба Соня вышла замуж и переехала в Софрино, там у них был маленький домик рядом со станцией. Я была там несколько раз, но в памяти остался мрачный дом и запах керосина. У бабы Сони был сын Глеб, которого мы с братом обожали. Это был красивый, спортивный и очень веселый человек. Мы так любили, когда он приезжал к нам в гости. У бабы Нади были дети, но я не помню кто. У бабы Жени было двое детей. Дочь погибла во время блокады Ленинграда. Это была страшная смерть. Сын Юрка родился уже после окончания войны. Он был очень умный, прямо "ботан", но с ним было интересно. Баба Женя никогда не отпускала его от себя надолго. Юрка был маменькин сынок в полном смысле этого слова (сказалась травма от гибели дочери.) Он и женился в сорок лет, после смерти матери."
Источник: https://pamyat-naroda.ru
Мне бы хотелось еще ненадолго вернуться к прапрадеду Михаилу. Он, уже в довольно почтенном возрасте, женился еще раз. И родил еще двоих или троих детей – девочку Аврору, или как ее звали дома – Ару и двоих или одного (тут уж не у кого узнать) мальчиков. Сыновья погибли в войну. Прапрадед умер еще раньше, то ли в 1937, то ли в 1939 году. К сожалению, имен сыновей его я не знаю. Стала искать на сайте Память народа. Мне известна фамилия, отчество и город. И нашла, что "мать ищет сына Виктора, Черданцева Виктора Михайловича", и город – Ростов-на-Дону.
Я стала смотреть адрес – Пушкинская, 109. Начала искать там же информацию, и вот что узнала об этом удивительном доме:
"Дом был построен в конце XIX века по проекту ростовского архитектора Н. А. Дорошенко. Первым владельцем дома был А. А. Домбровский, который вскоре его продал. Известно, что в 1898 году особняк принадлежал управлению Владикавказской железной дороги. В конце XIX века ростовский адвокат Аполлон Петрович Петров отстояв в суде интересы управления Владикавказской железной дороги получил особняк в качестве оплаты за выигранное дело.
После Октябрьской революции Петровы иммигрировали во Францию.
В 1920 году дом национализировали. С 1920-х годов там размещались Детская коммуна, затем Дом работников просвещения, потом Союз Горняков, физкультурное общество "Спартак" и Облместпром.
После Великой Отечественной войны в особняке была надстроена мансарда, сооружена бетонная лестница, разобраны деревянная терраса и мраморный фонтан в саду. Тогда же были утрачены камин и несколько резных дверей особняка.
В 1959 году здание передали Ростовскому областному музею изобразительных искусств".
Фотографии дома и информация о нем взята на сайте pastvu.com

Вот я теперь смотрю на фотографии своего прапрадеда и его семьи – вот он играет на флейте, вот он с моей прабабушкой, вот со второй женой и думаю – неужели это тот самый дом и я нашла действительно правильную информацию или мне просто так хочется?
В общем, такая история. Спросить уже не у кого, только одни предположения и догадки.
Дом на Пушкинской 109 (Источник: pastvu.com)
Прапрадед Михаил. Прапрадед со второй женой (Фото из личного архива)
Я понимаю, что эта фотография не очень подходит сюда, но так уж получается, что это единственная вещь, которая осталась у меня на память о бабе Аре
К сожалению, я действительно не могу точно сказать, сколько было у прабабушки братьев и как их звали. Но могу совсем немного рассказать про самую младшую сестру – Аврору. Все называли ее – Ара, я очень это помню с детства. Баба Ара всю жизнь прожила в Ростове-на-Дону. У нее родилась дочка, которую зовут как и меня – Ира. Это очень забавная история. Примерно около пяти лет назад я забила в поисковик имя – Ирина Черданцева. Нашлась страничка, на которой была фотография женщины, смутно напоминающей мне кого-то (как потом сказали мне друзья – да на тебя и похожа). Я отправила ей сообщение: простите, вашу маму случайно не Аврора звали? Она ответила утвердительно и мы немного пообщались. Она по-прежнему живёт в Ростове-на-Дону, старше меня на 11 лет и написала мне: "Это было так смешно. Когда ты родилась, мне написали, что я стала бабушкой. Это в одиннадцать-то лет!"
К сожалению, общение наше было недолгим. Мы немного попереписывались, Ира обещала мне написать подробнее о родных, но почему-то общение прервалось, а я не стала больше беспокоить. Возможно, зря.
А бабу Ару я видела только один раз в своей жизни – на похоронах ее сестры, моей прабабушки Нины. Помню высокую, крупную женщину, она гладила меня по голове теплой рукой и подарила мне 10 рублей. Неслыханные деньги по тем временам, и я распорядилась ими весьма неразумно – помимо сладостей, я купила белую пудру, которой так ни разу и не воспользовалась, две фотографии битлов плохого качества на черном рынке нашей школы – по 50 копеек каждая (одна, с Ленноном, у меня хранится до сих пор) и одну сигарету Космос, которую мы с моей подружкой Нюшкой из ложного ухарства выторговали за рубль у соседского мальчишки и сделав по затяжке за домом, отплевываясь и откашливаясь, выкинули, всю разломав – так сильно было наше разочарование в этом атрибуте взрослой жизни, каким она нам тогда представлялась.
А с бабой Арой мы больше никогда не виделись, к огромному сожалению. Хотя вполне могли, потому что Авроры Михайловны Черданцевой не стало только в 2009 году.
Младшая сестра прабабушки – Аврора, брат (вероятно, точно не знаю), маленький мальчик – мой дед Алик.
Прабабушка Нина со своей самой старшей сестрой Надей и самой младшей – Авророй.
Баба Ара с дочкой Ирочкой, прабабушка Нина и неизвестная.
(Фото из личного архива)
Наверное, уже не стоит повторять каждый раз, что все, о чем я пишу - лишь неточные сведения, личные воспоминания и никакой конкретики. Я не знаю, в каком году моя прабабушка приехала в Москву. По словам моей мамы, в конце 20-х годов прошлого века баба Нина служила в разных театрах, в том числе и у Мейерхольда, где и познакомилась с моим прадедом. Я не знаю – очень сомневаюсь, что прабабушка служила в ГосТиМе, но так или иначе, сохранилось довольно много фотографий всяких эксперементальных постановок, в которых она участвовала. В то время могло быть все, что угодно. Я пыталась найти информацию в архивах, но мне это пока не удалось.
На второй и третье фотографии – прабабушка Нина на руках у молодого человека.
(Фото из личного архива)
Конечно, самое драгоценное с моем архиве – это довоенные фотографии прадеда и прабабушки. И из них самое-самое – это маленький альбом с двумя десятками крошечных снимков очень плохого качества. На альбоме надпись: Вятка 1931. В нем я нашла конверт, в котором лежала газетная вырезка и маленька театральная программка, на которой написано – "Московский государственный театр Женское творчество, 1932 год". И сами фотографии, которые были сделаны во время гастролей. Счастливые молодые люди и девушки, необыкновенно красивые и совершенно неизвестные мне. Все мои попытки найти хоть что-нибудь про этот театр были напрасны и я уже потеряла надежду найти хоть что-то о нем. В 20-е – 30-е было огромное множество подобных театров и коллективов и многих из них есть хоть какая-то информация в архивах, но увы – не об этом.

Впрочем, мне удалось разузнать немного про Елизавету Адольфовну Алези-Вольскую – в программке она значится художественным руководителем. Правда, о самом театре "Женское творчество" в ее биографии нет ни слова:
"Родилась в 1885 году. Камерная певица, актриса оперетты, художественный руководитель, режиссёр, антрепренёр, впоследствии – педагог. Начала карьеру в начале 20-го века. Выступала в провинциальных труппах Харькова, Киева, Николаева. Пела в театрах Саратова, Воронежа, Москвы, в том числе в театре "Эрмитаж". Была художественным руководителем театров в Ставрополье, Воронеже, участвовала в организации благотворительных концертов. (Кто знает, возможно эти гастроли 1931 года в Вятке и есть благотворительный концерт?)
В Воронеже была режиссером-постановщиком различных оперетт, помимо прочего – "Ночь любви" В. Валентинова. Позже – руководитель музыкальной школы Сокольнического района Москвы".

Еще я нашла некоторое количество информации про артистку Нину Калустовну Мирзаянц, но я надеюсь, что когда-нибудь я раздобуду информацию и об остальных девушках и сделаю отдельную историю про них и про театр "Женское творчество".
Программка, найденная в альбоме.
Заметка в вятской газете, куда театр приезжал на гастроли
...а это фотография Люминарской – как будто похожа вот на эту девушку из нашего альбома?

Самое обидное, что в единственной сохранившейся программке есть только фамилии, без инициалов. Я уже помню их наизусть: Вишневецкая, Люминарская, Морева, Шефер и пр. Я пытаюсь найти хоть что-то в архиве РГАЛИ – не про театр, так про артисток, ищу эти фамилии, сопоставляю по годам, заказываю материалы в читальный зал и каждый раз с замиранием сердца открываю личные дела, записки, кручу микрофильмы и пока ни разу ничего не нашла. То есть я все равно заказываю копии и сканы, потому что как угадать в гриме, – та или не та актриса? Например, Вишневецкая в личном деле пишет, что служила в театре и на эстраде, а это фотография Люминарской – как будто похожа вот на эту девушку из нашего альбома? Да вроде похожа. Да-да, – горячо уговариваешь сама себя, а сама думаешь: а может и нет. Параллельно увлекаешься всем, что находишь – например, письма Мейерхольду (а ведь мама как раз утверждает, что прадед и прабабушка в труппе Мейерхольда познакомились) от артистки Мартьяновой (может та самая?), письма об ангажементе от артистки Буниной (нет, наверное не та, ведь это было еще до семнадцатого года), докладные записки театра "Семперанте" (как-то вдруг где-то всплыл этот театр, тоже решила посмотреть) и пр. И все пока без особых результатов. Вот, кажется, нашла похожего, но не девушку, а молодого человека, что вот в роли какого-то злодея, а тут улыбается рядом с прабабушкой. Словом, не знаю даже, повезет ли что-то найти и когда-нибудь уверенно написать: на этой карточке моя прабабушка Нина Черданцева и артистка такая-то. Было бы здорово. А пока только ищу и надеюсь, что не зря.

Это очень интересная, иногда вдохновляющая, а иногда очень грустная работа.

Например, заявление от артистки Моревой (возможно, одна из счасливых девушек на фотографиях прабабушки), найденое мной в архиве:


"В Тройку по освобождению от платы студентов.

Заявление.

Ввиду моего безвыходного материального положения, без службы, я прошу тройку освободить меня от платы и если возможно дать паёк. Благодаря голодовке я абсолютно не имею сил работать, а потому до сих пор себя ни в чем не проявила.

Морева"

Фотографии из альбома "Вятка, 1931"
(Фото из личного архива)
Это очень волнительно – вдруг услышать голос человека, с которым когда-то давно, почти сто лет назад разговаривала моя прабабушка
Удивительная история произошла во время подготовки этого материала. Я писала про Алези-Вольскую и решила посмотреть, что это за оперетта – "Ночь любви". И нашла газетную заметку за 1909 год:

"Остроумно скомпонованная музыкальная "солянка" должна быть особенно близка сердцу всех опероманов. Эта живая, веселая оперетта является как бы подведением итогов той окрошки излюбленных мотивов, которая остается в памяти среднего зрителя и потому, повторяем, должна быть особенно близка его вкусам и пониманию. Пусть моралисты находят оперетту несколько фривольной, быть может, они и правы. Вчерашний спектакль прошел при полном почти зале под дружный смех и дружные аплодисменты публики. Разыграна оперетка была на этот раз исключительно удачно; оперетку в таком исполнении удается слышать весьма редко.
И что удивительно, "Ночь любви" была разыграна с той живостью, на которую обычно неспособны оперные артисты, воспитанные на серьезной музыкальной драме".

("Уральский край", 13 октября, № 218, 1909.).


И что самое ценное – фотография граммофонной пластинки и аудиозапись арии, которую исполняла Е.А. Алези-Вольская. Это очень волнительно – вдруг услышать голос человека, с которым когда-то давно, почти сто лет назад разговаривала моя прабабушка.
(Источник: https://rbvekpros.livejournal.com/107072.html)
Граммофонная пластинка. "Принцесса и баронъ", изъ оп. "Ночь любви"
исп. АЛЕЗА ВОЛЬСКАЯ И ДНЕПРОВЪ, арт. театра "Эрмитажъ"
Источник: www.russian-records.com
Семья была большая, но дед про родственников не очень любил вспоминать

Вот, пожалуй, и все, что я могу рассказать о прабабушке и ее семье до начала 30-х.


Настало время рассказать немного про прадеда.

Мой прадед, Орлов Константин Алексеевич, родился в 1909 году в Саратовской губернии, город Балашов. По семейным преданиям, родился он в купеческой семье поволжских немцев. К сожалению, я и тут ничего точно не знаю и пока мне не удалось найти достоверную информацию, поэтому обращусь еще раз к воспоминаниям моей мамы:


"Мой дед Костя из поволжских немцев. Семья была купеческая, в Балашове им принадлежало несколько лавок, какое-то производство и доходные дома. Семья была большая, но дед про родственников не очень любил вспоминать. Помню, как дед расказывал мне о своем деде. Он был крепостным. Его барин купил в Германии молотилку для зерна. Она сломалась и прадед что-то там изобрел и починил ее. Барин написал в Германию, производитель молотилок даже приехал посмотреть на это изобретенине. Знаю, что после этого помещик дал прадеду вольную и подарил мельницу. Прадед расширил свое хозяйство, купил фруктовый сад. Женился на немке с преданным. Вот с этого все и пошло. Маму моего деда выдали замуж за офицера и они переехали в Москву. В Первую Мировую отец деда погиб."

Девушка, сидящая слева на стуле – моя прапрабабушка Анна.
Прапрабабушка Анна и прадед Костя. Прадед Костя незадолго до революции.
(Фото из личного архива)
Прежде, чем продолжить, мне бы хотелось рассказать ещё одну историю. В 1997 году мы переехали в нашу нынешнюю квартиру. За девять лет до нас в ней совсем недолго прожили прадед и прабабушка, потом их сын Алик – мой дед и моя бабушка, пока, наконец, не поселились мы. В один прекрасный день, примерно год спустя, мы решили разобраться на антресолях, выбросить оттуда весь ненужный хлам, чтобы впоследствии хранить там свой хлам. И вот, в самой глубине, под вентиляционной трубой, мой муж нашел сверток – под толстым слоем пожелтевших газет обнаружилось около двух десятков дореволюционных фотографий двух семей – прабабушкиной и прадедушкиной. Это было большим потрясением для меня. Я и до сих пор представляю себе, как мой почти восьмидесятилетний прадед залезал на антресоли, чтобы спрятать эти фотографии. И это в 1988 году, когда уже была Перестройка и можно было не бояться своего непролетарского происхождения – но, видимо, этот страх был с ними до конца.
С того момента начался мой интерес к истории семьи – я забрала у мамы весь оставшийся архив, но вот спросить обо всем об этом было уже, к сожалению, не у кого – в живых не осталось никого – ни прабабушки с прадедом, ни дедушки с бабушкой.
А спросить есть о чем. Например, я не знаю, какая девичья фамилия была у моей прапрабабушки, мамы прадеда. Имя знаю – Анна. Сохранилась ее карточка конца 19-го века, с фамилией, а разобрать – не могу.

Дарю на память. Не забывай. А. ?
18.I.98 г.
Одна из фотографий, найденных на антресолях.
Сидящая девушка, в белом платье с брошью – моя прапрабабушка Анна.
(Фото из личного архива)
20/X-90 мы ее привезли к нам, для исполнения 3-х ее желаний - искупаться, причаститься и съездить на кладбище ее матери. Успели выполнить ее лишь одно желание - хорошо искупать

Про родных сестер или братьев прадеда я ничего не знаю. Мама мне рассказывала, что была двоюродная сестра – Юля. Однажды в конце 1990 года нам пришло письмо из Саратова. Ещё тогда это письмо и вся эта история потрясли меня и я, когда уезжала от мамы, забрала все, что касалось этого письма с собой. Дело было в том, что эта самая сестра прадеда – моя двоюродная прабабушка, которую я, кажется, не видела ни разу в жизни, оставила мне в наследство все свои сбережения, 1600 рублей. И это было для меня потрясением – что где-то в Саратове оказывается жил человек, который думал и помнил обо мне, а я этого и не знала.


Письмо мне хочется полностью привести тут, хоть может оно интересно только лишь мне одной. Но сейчас, кажется, таких писем и не пишут совсем. (орфография и пунктуация сохранены).


12/XI-90

Здравствуйте, уважаемый Алик!

Сообщаю, что Юлия Алексеевна умерла 22/X-90, в понедельник, в 19-00.

Умерла у нас – семьи Пахомовых (троюродного брата по линии ее матери). Может быть, она о нас рассказывала. Мы о вас знали от ее разговорах.

Так вот: с июля она стала слабеть, но состояние ее здоровья было удовлетворительным с временными улучшениями.

20/X-90 мы ее привезли к нам, для исполнения 3-х ее желаний - искупаться, причаститься и съездить на кладбище ее матери. Успели выполнить ее лишь одно желание - хорошо искупать.

22/X-90 она скончалась, не узнав о смерти вашего отца. Она также постоянно беспокоилась на отсутствие писем от него.

Ваше письмо с сообщением о смерти отца нам передали "цензоры"– соседи в распечатанном виде только 20/X-90 при ее неудовлетворительном состоянии, а мы не успели ей сообщить, т.к. не было удобного момента, учитывая ее состояние здоровья. Похоронами занимались мы, с нашей квартиры. Завещание на недвижимое имущество она не оставила. Все взяли ее "уважаемые" соседи, заявив, она, говорят сказала, что это будет все ваше, т.е. их соседей. А вот сберегательная книжка ее была завещена, как мы догадались, вашей внучке – Шанауриной Ирине Дмитриевне (м.б. я перепутал фамилию)

Сообщаю: г. Саратов номер сберкассы 6976/OIII номер счёта 16327

Сумма около 1600 рублей. Сберкнижка у соседки. Вы можете проконсультироваться в Москве, как их можно получить через центральную сберкассу не выезжая в Саратов.

Лера из Харькова, на похороны не приезжала, сообщив телеграммой, что больна.

Если что будет вас интересовать пишите, отвечу.

Саратов, ул. Революционная, д. 41, кв. 1 Пахомову Виктору Николаевичу

С уважением, подпись


Потом мама писала письмо в Саратовский банк, пришёл ответ. Эти деньги перечислили мне на книжку. Но пока суть да дело, пока все это оформлялось, все эти деньги сгорели и так я и не получила свое наследство от двоюродной прабабушки Юли.

Перечитав через много лет это письмо, мне стало так грустно. И желания ее не осуществились – только и успела искупаться перед смертью. И деньги, которые с таким, наверняка, трудом копила для далёкой своей двоюродной внучки та так и не получила.

Но зато я всегда буду помнить про бабушку Юлю, хоть никогда не и не видела.

Моя двобродная прабабушка – Маркова Юлия Алексеевна. Письмо, которое мы получили. Сберегательная книжка.
... а вот смотри-ка, на фотографии он улыбается во весь рот, а я-то помню его сухим и строгим стариком
Прадеда до революции хотели отдать в Кадетский корпус, да не успели. И видимо – к лучшему. Как прадед оказался в Москве – еще до революции, со своей матерью, как вспоминает моя мама, или уже позже, один – неизвестно точно. Чем он занимался до знакомства с прабабушкой – учился ли, работал? Остались фотографии его друзей, сделанных еще в холостой период его жизни да сохранилася членский билет 1928 года, где в графе "основная профессия" записано – чернорабочий. Возможно, как раз в театре, в котором он и познакомился с прабабушкой.
Мне очень нравится рассматривать эти снимки – разглядывать лица, одежду, интерьеры. Например, я никогда не видела прадеда смеющимся – а вот смотри-ка, на фотографии он улыбается во весь рот, а я-то помню его сухим и строгим стариком. И оказывается, мой дед Алик похож не только на свою маму, но и на отца, а я этого раньше никогда не замечала.
"Как денди лондонский одет". Прадед Костя один и с друзьями.
Вторая половина 20-х годов
(Фото из личного архива)
Свидетельство о браке
Одно можно сказать наверняка – в самом начале тридцатых прабабушка и прадед познакомились, и так и прожили вместе до самой смерти прабабушки в 1988 году.
Поженились они 13 июля 1931 года. Вскоре после этого бабушка, по всей вероятности, ушла из театра. По крайней мере свидетельств о театральной жизни после 1932 года в домашнем архиве нет.
В 1932 прадед Костя поступил в Полиграфический институт и закончил его в страшном 1937 году по специальности "Инженер-экономист полиграфической промышленности". В том же году он устроился на работу в издательсво "Правда", где и проработал почти всю жизнь, до самой старости.
Мне нравится смотреть на их фотографии тех лет – они были необыкновенно красивые и счастливые.
Прабабушка и прадед в первой половине 30-х годов
(Фото из личного архива)

1 ноября 1932 года родился их единственный сын, мой дед, названный немецким именем – Альфред. Но все и всегда звали его – Алик. И друзья, и дети, и внуки. Кстати, сохранилось довольно много детских фотографий Алика с прабабушкой и только одна – с прадедом.

От издательства прадеду дали комнату в коммуналке в Большом Новинском переулке. Обратимся к воспоминаниям моей мамы, которая с рождения до десяти лет прожила там:


"Это была замечательная квартира. До революции она принадлежала соседке бабе Саше. После "уплотнения" ей оставили одну комнату, вторую занимали мои дед, бабушка и папа, третью семейная пара (тетя Соня и дядя Самуил). Дядя Самуил был когда-то секретарем у Льва Толстого. Баба Саша была дворянкой. До революции она училась в Петербурге. Во время Первой мировой войны работала в госпитале вместе с дочками Николая II. У нее на стене над диваном висела их совместная фотография".



Судя по сохранившимся фотографиям, который сделал мой дед Алик в начале 50-х, моя прабабушка Нина и баба Саша очень дружили. А Самуил Моисеевич Беленький был на самом деле ремингтонистом Льва Толстого. Надеюсь когда-нибудь рассказать и эту историю – про мамино детство и квартиру в Большом Новинском переулке.

Прабабушка Нина и прадед Костя с сыном Аликом
(Фото из личного архива)
Источник: https://pamyat-naroda.ru

А потом началась война. Мой прадед ушел на фронт и почти сразу попал в плен. В сентябре ушел, а в ноябре уже пропал без вести. Бабушка посылала запросы и получала ответы – пропал. Вот, что вспоминает об этом моя мама:


"В 1941 году он ушел на фронт, попал в плен, был в немецком концлагере, в 1945 его освободили, но он опять попал, теперь уже в советский лагерь, и пришел только в начале 50-х. И то это было делом случая. Его волею судеб узнал в советском лагере бывший сослуживец по типографии. Дед был отличным специалистом, и нужны были кадры для восстановления печатной промышленности. И по запросу и ходатайству руководства типографии его досрочно освободили из плена. Бабушка все время об этом не знала и считала, что дед пропал без вести или погиб."



Если это действительно так, как рассказывает мама (хотя история невероятная, конечно), то и вправду повезло – вернулся домой еще до смерти Сталина. Редкая удача после стольких отнятых лет.

Все эти годы – во время войны и до тех пор, пока прадед не вернулся домой, моя прабабушка работала телефонисткой в пожарном депо, и, как и многие москвичи, тушила по ночам зажигалки.

А после того, как дед вернулся и жизнь начала налаживаться, прабабушка уволилсь и больше уже никогда не работала.

До середины 50-х они жили в той же комнате в Большом Новинском, потом их сын Алик женился, родилась моя мама Рита, а затем ее брат Леша и прадеду дали комнату на Соколе, а в начале 70-х – уже отдельную квартиру на улице Костякова.

На кухне был белый буфет с посудой – в нем стоял барбарисовый сервиз и сервиз с сиренью, на донышке тарелок стояло клеймо – Песоченская фабрика Брянской губернии
Самое интересное, что я до сих пор помню квартиру на улице Костякова. Квартирка была крошечная, в кирпичном доме. Мы ездили к ним на трамвае от Войковской. Я очень любила ездить на трамваях, но почему-то из именно этих поездок я помню только то, как порезала об поручень руку. Не знаю, как это вышло, не помню уже, – мне года четыре было, но врезалось в память, что был порез и мама перемотала мне руку носовым платком.
У подъезда мы всегда задерживались – я лазила по кирпичной перегородке между дверью в подъезд и дверью для мусора. Она была не сплошная, в некоторых местах отсутствовали кирпичи и туда было удобно ставить ногу и карабкаться. Я забиралась наверх и спускалась несколько раз, пока мама наконец не говорила:
– Ну хватит, пойдем. Бабушка ждет.
Мы заходили в узкий подъезд, на полу была маленькая квадратная плитка – как шахматная доска, только бежевая с красным. В их доме был старый лифт, в котором надо было закрывать две двери самостоятельно – меня это лифт неизменно пугал – грохотом дверей и покачиванием кабины, и обгоревшими круглыми кнопками. Зато кнопка вызова была красивая – когда на нее нажимали, он вся светилась красным.
Квартирка была крошечная. Темный маленький коридор, темная комната с альковом – мне ужасно нравилось, что в комнате есть такая как бы ниша и в ней стоит кровать. И при этом – очень светлая кухня. На кухне на полу лежали большие разноцветные плитки. Хотя скорее это был такой линолеум, точно уже не помню. Они были оранжевые, коричневые и нежно зеленые. Зеленых было меньше всего и я их очень любила – мне нравилось на них наступать. На кухне был белый буфет с посудой – в нем стоял барбарисовый сервиз и сервиз с сиренью, на донышке тарелок стояло клеймо – Песоченская фабрика Брянской губернии. Больше всего я любила бабушкину масленку – на крышечке было лукошко с грибами. А еще серебряную сахарницу с щипчиками – бабушка пила чай только вприкуску. И конфетницу синего стекла на длинной ножке. Конфетница и пара тарелок из сервизов у меня сохранились. И еще – супница.

К сожалению, своих фотографий у меня не осталось. Однажды я случайно увидела в ЖЖ фотографию кухни и подумала – вот надо же, просто очень похожа на кухню на Костякова, только вот зеленых квадратов на полу нет и телефон лишний и полотенца прабабушка так не вешала – а в остальном точь-в-точь – и буфет, и стол, и табуретка, а два таких стула у нас сохранились и до сих пор. А буфет этот потом долго жил на балконе маминой квартиры, зимой там хранились пустые бутылки из-под заграничного алкоголя, летом мама разливала по ним самодельный квас
Но знаете, она совершенно волшебно солила грибы и больше я таких грибов не ела
Забавно, что моя прабабушка Нина совершенно не умела готовить. Но знаете, – она совершенно волшебно солила грибы и больше я таких грибов не ела. И вряд ли когда-нибудь еще поем. Я до сих пор помню, как мы собирались в их квартирке и я ждала чаепития, когда прабабушка принесёт из кухонного буфета свои барбарисовые чашки, варенье, чай и свою знаменитую коврижку с цукатами, изюмом и монеткой – это было ее коронное блюдо. Я ужасно хотела, чтобы хоть раз монетка досталась мне, но, кажется, этого так и не случилось. Ужасно обидно. Еще она часто тушила курицу с чесноком и луком в сметане и делала рыбные котлеты с творогом – вот и все, что я помню из прабабушкиной стряпни.
Сейчас я тоже делаю так рыбные котлеты, иногда тушу так курицу, но не умею солить грибы и коврижку тоже не пеку.
Но, вообще, я больше всего хотела рассказать про комнату. Почему-то мне помнится, что в ней всегда был полумрак – возможно поэтому мне и теперь нравится сидеть впотьмах.
Посредине комнаты стоял круглый стол, накрытый кружевной скатертью. Прадед раскладывал на нем свой любимый пасьянс – Могила Наполеона, а прабабушка за ним рукодельничала. Над столом висела люстра-тарелка, вся в золотых искорках. Когда зажигали верхний свет, искорки как бы вспыхивали и переливались – очень красиво. Было в комнате два шкафа – большой трехстворчатый книжный с двумя золотистыми ключиками. За стеклом было множество книг (дед работал главным технологом в издательстве Правда), в том числе и старинных – например, почти полное собрание Брокгауза и Ефрона. А еще в нем жили две маленькие статуэтки – пастушка, у которой колыхалась юбочка, если дотронуться до неё пальцем – как будто она всегда хотела танцевать, а вместо этого стояла целыми днями рядом с книгами, и японка, которая качала головой: ай-яй-яй. Мне в этот шкаф залезать не разрешалось и только иногда, под присмотром прадеда, я засовывала туда свой крошечный тогда ещё нос, потому что больше всего любила запах книг. Да и сейчас люблю. Изредка мне позволялось и тихонько потрогать эти статуэтки – одну за головку, а вторую за юбочку.
Еще в комнате стояла Хельга – в самой сердцевине её прабабушка держала свою любимую керамическую посуду (кое-что из неё я все-таки сохранила).
Слева от окна стояло бабушкино трюмо. Бабушка любила духи Красный мак и переливала их в флакон из-под одеколона Север – красивый флакон с белым медведем, про который я потом узнала, что его придумал Малевич.
Этот стол, трюмо, сундук – все это было в их жизни долгие годы – они переезжали с ними с квартиры на квартиру, пережили с ними войну, плен и лагерь прадеда, но увы - в нашей жизни им не было места
Как я уже писала выше, в углублении комнаты стояла кровать, но спал на ней только прадед. Бабушка же спала на старинном тяжеленном сундуке, покрытом стёганным покрывалом. В сундуке бабушка хранила свои богатства – старинные кружева, пуговицы, шляпные булавки и всё для своего рукоделия. Надо сказать, что прабабушка обожала шить. Не особо умела, но очень любила. Она мастерила себе домашние платья и костюмы, фартуки и халаты. Она сшила мне детское лоскутное одеяло, я его очень любила и долго хранила, но оно, к сожалению, потерялось. Я обожала рассматривать все эти сундучные сокровища – больше всего мне нравились пуговицы из тонкого перламутра – я вертела их в руках, рассматривала на солнце – мне нравились их нежные переливы. Ещё я помню, как удивилась, когда нашла длинную иголку с большой жемчужинкой у основания – прабабушка объяснила мне, что это шляпная булавка. К сожалению, ничего этого не осталось. Кажется, только в моем ящике для рукоделия, который стоит без дела уже лет десять, лежит обрезок прекрасного старинного кружева бежевого цвета, да и то не уверена.
Очень грустно, что почти ничего из того, что составляло быт и жизнь моих прабабушки и прадедушки у нас не сохранилось. Мы выбросили почти всё, что было. И я думаю – как же это печально. Этот стол, трюмо, сундук – все это было в их жизни долгие годы – они переезжали с ними с квартиры на квартиру, пережили с ними войну, плен и лагерь прадеда, но увы – в нашей жизни им не было места.
Прабабушка за шитьем. Прабабушка Нина, моя мама и я. Прабабушка на балконе в квартире на улице Костякова.
(Фото из личного архива)
А если говорить о том, чего мне жаль больше всего, тогда прежде надо рассказать о стеклянном гранёном яйце бледно желтого цвета, которое лежало в книжном шкафу и привлекало меня своим загадочным тусклым блеском. Не знаю, какие у вас были бабушки и дедушки. Может вы ездили к ним на выходные и там в заветном месте стоял ваш ящик с игрушками. Но у нас так не было заведено и этой квартире был только старый Арлекин с фарфоровыми лицом и руками, да вот это яйцо, которое казалось мне волшебным. У Арлекина была красно-черная одежда – камзол, панталоны, колпак и башмаки. И золотые бубенчики на колпаке. Прабабушка иногда разрешала мне с ним играть, но он вселял в меня какой-то необъяснимый ужас. Мне казалось, что он это понимает и от этого грустит и печально смотрит на меня со шкафа и тогда я его жалела и с опаской брала в руки – от него пахло нафталином и духами Красный мак. Но играть с ним у меня не получалось и я отдавала его обратно прабабушке, чтобы она посадила его обратно – наблюдать за всеми нами.
В счастливые дни мне разрешалось брать яйцо и я представляла себе, что это моя личная драгоценность. Я рассматривала его в солнечном свете – мне нравился его мягкий блеск и то, как тяжело лежало оно в моей руке. Я могла бесконечно смотреть на него – наблюдать, как играют грани, как оно как будто изнутри мягко мерцает, как оно блестит при свете дня или лампы. Когда я стала постарше и прочитала книгу "Лунный камень", то конечно же представляла себе, что это алмаз, который нечестивый полковник на беду завещал мисс Рейчел. После смерти прабабушки, прадеда, Алика и бабушки яйцо забрал мамин брат и я тоже навсегда утратила его, как и Рейчел. А куда делся Арлекин – я совсем не помню. Может тоже переехал к Леше, а может быть просто однажды исчез, раз ни осталось в живых никого, кого он знал.
Единственная фотография, на которой сохранилось изображение Арлекина, да и та скверного качества. Вторая жена моего прапрадеда Михаила (предположительно), мой дед Алик и Арлекин. Вторая половина 30-х
Халат был шелковый, черный. По краям шла светло-лимонная окантовка из шелка же. И на нем были вышиты цветы – оранжевыми и красными нитками
По правде говоря, от прабабушки нам не так уж мало осталось – несколько серебряных ложек с вензелем, золотая брошь-булавка – крошечная жемчужная муха, круглая брошь из сердолика, которая горит красноватым пламенем, если смотреть на просвет, золотое же кольцо, которое я без спроса брала у мамы и однажды потеряла, куски кружева, посуда. И халат. Этот халат я начала носить, когда мне было лет двенадцать – он лежал в бабушкином сундуке-кровати. Халат был шелковый, черный. По краям шла светло-лимонная окантовка из шелка же. И на нем были вышиты цветы – оранжевыми и красными нитками. Он не то, чтобы был какой-то там роскошный – кажется, его кто-то шил сам, вероятно моя прапрабабушка Анна – там были неровные строчки. Но при всей моей нелюбви к халатам, я его иногда надевала – мне нравилась его шелковая нежность и приятно было водить пальцем по вышивке – вот лепестки, а вот листья. Потом этот халат почти истлел – он и так был старенький, кое-где ткань уже расползлась. А потом и вовсе растрепался и тихо сгинул. Я про него и не вспоминала особо. Вот ложки с брошкой – это да, осязаемые вполне вещи. И посуда тоже – едим же мы по-прежнему из этих тарелок. А халат что? Халата давно нет. А разбирала фотографии и пленки – и вот он, шелковый, с цветами! Пожалуйста – и на прапрабабушке, и на прабабушке и на бабушке. Жаль только, что со мной такой фотографии нет. И жаль, что халат – не уберегла.
Прапрабабушка Анна (мама прадеда Кости). Прабабушка Нина со своим отцом. Бабушка Ира (жена Алика)
(Фото из личного архива)
Не знаю, почему, да только прадед меня не любил. Нет, возможно когда-то, когда я еще была маленькая и мы ездили в их крошечную квартирку на трамвае, может тогда немного да, но потом, когда прабабушка умерла – тогда уже нет. Скорее я его раздражала. В конце восьмидесятых бабушка с дедом вдруг решили, что надо обменять соседнюю квартиру и путем сложных махинаций перевезли прабабушку и прадеда в квартиру напротив, прям на нашем же этаже. Все сначала радовались и я помню, как мне купили большую бутылку крюшона. Крюшон был красивого темно-бардового цвета и прадед по дороге из дальнего магазина Ленинград рассказывал мне, что крюшоны бывают разные и мы и сами можем сделать и я все ждала этого момента, но так и не дождалась, потому что прабабушка совсем недолго прожила в этой квартире.
Одним августовским вечером я покормила ее дыней, прадед приобнял ее, поправил подушки и сказал мне: А ведь мы уже почти шестьдесят лет вместе! (я запомнила эту сцену на всю жизнь, она и сейчас стоит у меня перед глазами), а уже к ночи, на своем сундуке она умерла. Мне было лет тринадцать и я почти ничего не помню из того времени, только то, что из Ростова-на-Дону приехала младшая прабабушкина сестра, баба Ара. Тогда же я первый и последний раз увидела красивого и худого пожилого мужчину, который оказался моим двоюродным дедушкой Глебом, сыном прабабушкиной сестры Сони и который, посмотрев сначала на меня, а потом на моего собственного дедушку сказал, целуя мне руку (первый раз в моей жизни мне целовали руку, великое событие!): – Видишь, кровь не водица. Я совсем не поняла тогда, что он имеет ввиду, да и не особо задумывалась. Тогда я еще ничего не знала про свою семью и впервые я увидела ее в таком большом составе. К тому же это была первая смерть, которую я осознала.
Прабабушка и прадед в последние годы жизни. Именно такими я их помню
И прабабушкиным призраком, потому что зеркало на трюмо было еще долго покрыто куском черного стародавнего кружева и мне всегда казалось, что если я посмотрю в него, в это зеркало за тенью кружев, то увижу там ее лицо
Прабабушку похоронили, и в нашу квартиру, в ближнюю маленькую комнату, переехал прадед. Переехал вместе с трюмо, прабабушкиным сундуком, круглым столом, всеми томами энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. И прабабушкиным призраком, потому что зеркало на трюмо было еще долго покрыто куском черного стародавнего кружева и мне всегда казалось, что если я посмотрю в него, в это зеркало за тенью кружев, то увижу там ее лицо. Долгое время ходить ночью в уборную (внезапно это слово само написалось, потому что именно прадед так и называл это уединенное место) по темному коридору мимо комнаты прадеда было для меня мучением. Однажды прабабушка и вправду пришла ко мне, во сне. Она была страшная и злая, хотя в жизни всегда была добра ко мне. Она звала меня и тянула ко мне руки. И во сне я поняла, что она вот уже не живая, что она такая вот именно сейчас, после похорон. Я проснулась в холодном поту в нашей с братом комнате и долго плакала и не могла успокоится. Долго еще по ночам я боялась засыпать и страшилась того, что этот сон повторится, но больше этого не случилось.
По вечерам дед сидел за круглым столом под круглой лампой, которую мы с мамой потом зачем-то без жалости выбросили на помойку, и писал своим аккуратным убористым почерком письма. Или раскладывал пасьянс "Могила Наполеона". Или разговаривал по телефону. Иногда он готовил на кухне себе какую-то свою еду – например, делал салат из картошки и маринованных грибов, зелени и лука, заправляя это все постным маслом (я и по сей день делаю его иногда для гостей), или своим истончившимся ножом для масла, но острым и сточенным так, что от него почти ничего не осталось, резал мелко-мелко репчатый лук, и перемешивал с маслом и икрой минтая, клал на кусок черного хлеба и видно было, что эта еда приносит ему радость и удовлетворение. Он до конца жизни был заядлый грибник и рыбак.
Так мы и жили – как будто в коммунальной квартире, потому что дед вел себя обособленно и вообще замкнулся и стал вечно чем-то недовольным. Мы с мамой очень хотели собаку, но он не позволял и тогда я тоже начала злиться на него. И тот хрупкий мир, что был между нами, пока была жива прабабушка, совсем истончился, как прадедов нож.
Окончательно он сломался тогда, когда ко мне пришел мой молодой человек и мы целовались и обнимались (конечно излишне пылко, но кто, скажите мне, в пятнадцать лет обнимается иначе, если выпадает случай?) у меня в комнате. Я думаю, что прадед уже тогда за мной начал приглядывать, чтобы потом рассказывать маме о моих подростковых проступках, а тут такое. Он молча посмотрел на нас, потом вышел из комнаты и сел за свой круглый стол, взяв телефон. Я быстренько выпроводила мальчика и услышала, как он сказал кому-то в телефон: шлюхой выросла. Это было ударом, я потом уже больше с ним почти не разговаривала до самой его смерти. Умер он в сентябре 1991. В октябре мы с мамой взяли собаку.
В заключение
4 января этого года я внезапно поняла, что мне совершенно необходимо написать о моих прабабушке и прадедушке. Отдельными маленькми текстами это долго копилось – воспоминания, обрывки. Первые четыре месяца прошлого года я провела, разбирая и приводя в порядок их архив. Работа эта была для меня необыкновенной – я возилась с фотографиями и мысленно разговаривала с ними. И вот наконец я сделала эту страницу в память о них – Черданцевой Нине Михайловне и Орлове Константине Алексеевиче.
Мне хочется на этой странице сказать прабабушке Нине, что я часто думаю о ней, восхищаюсь ее красотой, радуюсь, когда рассматриваю фотографии. И хочу сказать прадеду Косте, что теперь я, безусловно, гораздо лучше понимаю мрачность его характера и мне жаль, что мы с ним не помирились перед его смертью и не поговорили.
А еще мне очень приятно думать, что они любили друг друга – я смотрю на фотографии – а они фотографировали друг друга до самой старости, особенно прадед прабабушку и мне становится тепло и хорошо.
Я люблю вас. И помню.
Не для коммерческого использования.
Дизайн и верстка, подготовка материалов:
Ирина Шанаурина shanaurina@gmail.com