Сандармох.
Расстрелянное возрождение
В конце октября — начале ноября 1937 года на урочище Сандармох было растреляно 1111 человек, среди них — 134 украинца. В расстрельных списках они значились, как "украинские буржуазные националисты". Мы знаем о них, как о ярчайших представителях творческой украинской интеллигенции. Писатели, поэты, театральные режиссеры, художники, литературоведы, философы и исследователи украинской культуры.
Самобытность культур, в том числе украинской не давала покоя ни царской, ни советской, ни российской власти. На протяжении веков Россия целеноправлено уничтожала, запрещала культуры других народов, навязывая свою.
Эпоха Расстрелянного возрождения — это особый пласт в истории самобытной украинской культуры 20-30-х годов. Те, кого сегодня мы знаем, как выдающихся представителей того времени — поэты, публицисты, писатели, режиссеры, надеялись на расцвет украинского искусства, боролись за это, подчеркивая необходимость избавления от вековой зависимости от России.
Косинка Г. М., Влизько О. Ф., Зеров М. К., Плужник Е. П., Семенко М. В., Драй-Хмара М. О., Пидмогильный В. П., Полищук В. Л., Вухналь Юрий, Вражливый Василь, Приходько А. Т., Кулиш М. Г., Хвильовый М. Г. Филипович П. П., Бузько Д. И., Седляр В. Т., Досвитний Олесь, Слисаренко О. А., Пилипенко С. В., Загул Д. Ю., Курбас Лесь, Яловый М. О., Шкурупий Г. Д., Фалькивский Д. Н., Йогансен М. Г., Свидзинский В. Е., Тась Дмитро, Падалка И. И., Вороний М. М., Капельгородский П. Й., Микитенко И. К., Бойчук М. Л., Соколовский О. О., Ирчан Мирослав, Эпик Г. Д., Ярошенко В. М., Полищук К. Л., Коцюба Г. М., Буревой К. С., Чечвянский В. М. (Источник: lib.knu.edu.ua)
"Арешт Ялового — це розстріл цілої генерації. За що? За те, що ми були найщирішими комуністами? Нічого не розумію. За генерацію Ялового відповідаю перш за все я, Микола Хвильовий. «Отже», як говорить Семенко... ясно...
Сьогодні прекрасний сонячний день. Як я люблю життя — ви й не уявляєте. Сьогодні 13-те. Пам'ятаєте, як я був закоханий у це число? Страшенно боляче".

Апрель 1933 года — начало массового уничтожения украинской интеллигенции. В середине апреля был арестован украинский поэт, прозаик и драматург, первый президент литературного объединения Ваплите (Вільна Академія Пролетарської Літератури) — Яловый Михаило (псевдоним Юлиан Шпол). Как и многие представители творческой интеллигенции его поколения, полностью принял революцию, как надежду на избавление от влияния России, как надежду на возрождения украинской идентичности, независимость. Михайло Яловый был не только писателем и поэтом, но и гражданским активистом. Например, в 1926 выступил с докладом "Санкт-Петербургское холуйство" — в защиту национальной украинской культуры.
Он был обвинен в шпионской деятельности и подготовке покушения на Постышева (советский партийный деятель, один из организаторов террора 1937 г., впоследствии сам арестованный и расстрелянный в 1939 году в Бутырской тюрьме), и осужден на десять лет исправительно-трудовых лагерей. 9 октября судебная тройка УНКВД Ленинградской области вынесла приговор — расстрел. Приговор был исполнен 3 ноября 1937 года на урочище Сандармох.

Микола Хвылевой — поэт, прозаик и один из ярчайших представителей эпохи "Красного Ренессанса" (познее — "Расстрелянное возрождение"). Также, как и многие, Микола Хвылевой активно выступал за самобытность, независимось украинской культуры. В середине 20-х годов он пишет: "Перед нами стоит вопрос: на какую из мировых литератур нам взять курс? В любом случае, не на русскую. От русской литературы, от ее стихии украинская поэзия должна бежать как можно быстрее. Русская литература веками довлеет над нами, как хозяин положения, который приучил психику к рабскому подражанию".
Безусловно, такие мысли не могли остаться без внимания. В Москве Хвылевого назвали "национал-уклонистом". В своем письме Кагановичу Сталин требует от него "разобраться с хвыльонизмом". Начинается травля. Его заставляют писать опровержения. После этого травля ненадолго стихает. В своем письме Яловому он пишет: "Мы написали"отречение"? Написали. Чего же еще от нас требуют? Лизать кому-то задницу что ли?".
13 мая, после возвращения из поездки на Полтавщину, где стал свидетелем Голодомора и после ареста своего товарища Ялового, совершенно раздавленный морально происходящим, в доме писателей "Слово" в Харькове, он покончил жизнь самоубийством. Из предсмертной записки, оставленной Хвылевым: "Арест Ялового — это расстрел целого поколения. За что? За то, что мы были самыми искренними коммунистами? Ничего не понимаю. За поколение Ялового отвечаю прежде всего я, Микола Хвылевой. (...) Сегодня прекрасный солнечный день. Как я люблю жизнь — вы и не представляете. Сегодня 13-е. Помните, как я был влюблен в это число? Ужасно больно".
Михайло Яловый, источник: Википедия. Микола Хвылевой, источник: Википедия.
Обложка книги, источник: na-skryzhalyah.blogspot.com
25 декабря 1933 года в Москве был арестован Лесь Курбас, украинский режиссер, актер, драматург, теоретик театра, представитель эпохи Расстрелянного возрождения. Основатель в одного из первых в СССР украинского экспериментального театра "Березиль" в 1922 году в Киеве (с 1926 года — в Харькове). Одной из первых постановок в Киеве были "Гайдамаки" Тараса Шевченко.
16 октября 1926 года — начало первого харьковского сезона. В 1925 году Лесь Курбас знакомится с драматургом Миколой Кулешом и начинается самый плодотворный период в истории театра. Лесь Курбас объединял в своих постановках украинские национальные традиции с новейшими формами европейского театра. Не боялся экспериментировать, например, был первым в СССР, кто включил в театральную постановку кинопроекцию, как часть сценического действия. Благодаря новаторскому подходу к постановкам, делал украинское театральное искусство более свободным, не боясь затрагивать такие темы, как свобода самовыражения, открытость к экспериментам. Свобода в творчестве привлекла в театр много талантливой молодежи.
К сожалению, такая независимость суждений не могла не привлечь внимания НКВД. Началась жесткая критика творчества Леся Курбаса и его постановок, как несоответствующих стандартам пролетарского искусства. 5 октября 1933 года Лесь Курбас был уволен с должности художественного руководителя и директора театра "Березиль" за "позицию украинского националиста". На заседании по "делу" Курбаса из всех актеров театра в защиту выступило только четыре человека.
Опасаясь ареста, 6 октября 1933 года Лесь Курбас уезжает в Москву, где начинает работу в Московском Еврейском театре под руководством Соломона Михоэлса и успевает поставить спектакль "Король Лир".
25 декабря 1933 года Лесь Курбас был арестован ГПУ в Москве. В постановлении на арест было написано, что Курбас обвиняется в том, что он был членом контрреволюционной украинской военной организации, а также за намерение убить Постышева, как было в обвинении и у Михаила Ялового.
9 апреля 1934 года после трех с половиной месяцев допросов и пыток, на основе полученных "признаний" был осужден тройкой коллегии ГПУ на пять лет лагерей. Был отправлен на стоительство Беломорско-Балтийского канала. В лагере поставил несколько спектаклей в театре для вольнонаемных работников. В 1936 году был переведен в соловецкий лагерь особого назначения. Организовал там театр и поставил несколько спектаклей.
3 ноября 1937 года Лесь Курбас был расстелян на урочище Сандармох.
Лесь Курбас. Коллектив театра "Березиль". (Источник: Википедия). Постановка театра Березиль. (Источник: vufku.org)
На московському кумачі України самостійної не вишити!
В начале декабря 1934 года во время похорон своего лучшего друга, поэта Ивана Днепровского, был арестован Микола Кулиш — украинский писатель, драматург, основоположник новой украинской современной драматургии. Самые плодотворные годы в его творчестве — сотрудничество с Лесем Курбасом. Три пьесы Кулиша — "Народной Малахий"(1928)," Мина Мазайло"(1929), "Маклена Граса"(1933) были поставлены Лесем Курбасом в театре "Березиль". Эти постановки вывели украинский театр на уровень лучших современных театров того времени. Четвертая пьеса Кулиша "Патетическая соната" (1930) была запрещена к постановке в Украине. Однако в 1931 году в Московском камерном театре "Патетическую сонату" (правда, в связи с цензурой, с некоторыми изменениями первоночального текста) ставит Таиров — известный театральный режиссер того времени. Спектакль шел с аншлагами с декабря 1931 по март 1932 года. Над кассой театра висел плакат: "Все билеты проданы до конца пятилетки".
После премьеры "Патетической сонаты" разгорелись жаркие споры. Одни называли Кулиша выдающимся драматургом современности, но были (в большистве) и серьезные обвинения в том, что пьеса "отражает философию украинского националистического движения". Одна из газет назвала пьесу "националистической прапагандой" и предложила сделать "беспощадные выводы относительно контрабандиста Кулиша".
4 марта 1932 года в газете "Правда" вышла разгромная статья "О Патетической сонате Кулиша", подписанная "Украинцем", но написанная, как тогда считали в Москве, Лазарем Кагановичем, который был в те годы Генеральным секретарем ЦК КП Украины. Началась травля. Пьесу окрестили "фашистской". Она была снята из репертуара театра Таирова, а также других театров на территории СССР.
В начале 1933 года Кулиш, затравленный прессой, поехал в родное село, где собственными глазами увидел весь ужас Голодомора. Он вернулся в Харьков морально опустошенный — несколько дней у себя дома он стонал, плакал, кричал — увиденное стало для него невыносимым испытанием. В это время, 13 мая 1933 года, закончил жизнь самоубийством его друг, Микола Хвилевой. Кулиш говорил про него: "Это наш вдохновитель. Он первый открыл нам глаза на Украину". Эта смерть потрясла Кулиша. Когда Хвилевого хоронили, Кулиш бросился на колени перед гробом и закричал: Солнце мое!
После похорон Хвылевого жена Кулиша спрятала его револьверы. Заметив это, он сказал: "Не волнуйся, я не сделаю того, что сделал Хвылевой. Я найду в себе силы и буду бороться до конца" (Источник: Антонина Кулиш. Воспоминания про Кулиша).
Кулиш продолжает работать. Осенью 1933 года Курбас и Кулиш ставят спектакль по пьесе "Маклена Граса". После седьмого спектакля специальным определением ЦК партии постановка была запрещена. Курбас был снят с поста руководителя театра и арестован.
В конце августа, на первом всесоюзном съезде советских писателей Кулиша объявили буржуазно-националистическим драматургом. 3 декабря 1934 года был арестован Микола Кулиш. 9 октября 1937 года приговорен к расстрелу. 3 ноября 1937 года расстрелян на урочище Сандармох.
В конце ноября 1934 года, вместе с другими украинскими писателями и поэтами, был арестован Валерьян Полищук — украинский поэт, прозаик, критик, публицист эпохи Расстрелянного возрождения.

Валерьян Полищук — поэт самобытный, смелый, свободный. В начале 20-х годов он много выступает на поэтических вечерах. Поэт возлагал большие надежды на верлибр как универсальную систему, способную выразить стремительный ритм нового времени. В 1920 году вышел его первый сборник верлибров "Солнечная мощь", благодаря которому Полищука признали в поэтических кругах. К середине 20-х годов его слава в зените. В дневнике того времени он запишет: "В 24 года я достиг того, чего многие поэты и писатели не достигали за всю свою жизнь.(...) Про меня пишут статьи, любят, ругают".
Валерьян Полищук, как и многие его товарищи, считал, что Украина должна ориентироваться на Западную культуру, идти своим, а не "московским путем".
В 1925 году в Харькове Полищук организует литературно-художественное сообщество конструктивного динамизма "Авангард".
Однако его художественное объединение и он сам подвергается со всех сторон критике и в начале 1930 года Полищук под невыносимым давлением со всех сторон вынужден был "признать свои ошибки" и распустить "Авангард".
В начале 30-х годов Валерьян Полищук продолжает активно заниматься творчеством — поэзия, публицистика и серьезная художественная проза. Готовит к изданию тринадцатитомное собрание сочинений.
При этом, безусловно замечает все, что происходит вокруг. В письме жене от 29 сентября 1933 года Полищук пишет: "Ко всему привыкаешь. Даже к тому, что на улицах Харькова умирают от голода. Я уже смотрю на все это отупевшими глазами. Как это страшно... что человек может привыкнуть ко всему, приспособляя свои мысли и эмоции к обстоятельствам. Недаром Хвылевый застрелился. Так жаль. Я у себя большой портрет его повесил и каждый раз слышу его грудной гаркающий голос с каверзными модуляциями".
Постепенно вся его активная творческая деятельность приостанавливается. Его произведения начинают запрещать, новые не публикуют. Он лишается средств к существованию и вынужден распродавать книги из своей библиотеки.
В конце 1934 года Валерьян Полищук был арестован.
9 октября 1937 года особая тройка НКВД выносит смертный приговор по делу №103010-37 "главенствующим деятелям украинской литературы, театра и искусства, отдельно Валерьяну Полищуку. Оперативная часть Соловецкой тюрьмы обвиняет их в том, что оставаясь "на предыдущих контрреволюционных позициях, продолжая контрреволюционную шпионскую террористическую деятельность, они создали организацию "Всеукраинский центральный блок".
3 ноября 1937 года Валерьян Полищук был расстрелян на урочище Сандармох.
Стихотворение Валерьяна Полищука — Подсолнух (укр.).
Валерьян Полищук, источник: Википедия. Обложка книги "15 поэм", источник: archive.chytomo.com
Расстрелянное возрождение — это не только люди, которых сломала и уничтожила тоталитарная система СССР, но прежде всего это те, кто находил в себе смелость говорить правду в самые темные часы
Эпоха Расстрелянного возрождения — это особый пласт в истории украинской культуры. За совсем недолгий период — с начала 20-х до первой половины 30-х годов 20-го века в Украине появилось большое количество молодых талантливых творческих людей, создавших невероятное количество новаторских и самобытных шедевров, что хватило бы и на целый век.
Почти каждый из них познал на себе репрессивный гнет советского тоталитаризма. Почти каждый из них подвергался жесточайшей критике, запрету творчества — невозможностью публиковать или ставить в театре свои произведения, выставлять свои работы на выставках. Многие из них были арестованны, некоторые закончили свою жизнь самоубийством, не в силах выносить этот гнет, давление и унижение. Многие погибли в заключении или были расстреляны. А те, кто смогли уцелеть в эти страшные годы террора, уже никогда не смогли творить так свободно, открыто и смело, как в ту эпоху, которую мы называем теперь эпохой Расстрелянного возрождения. Об этих людях, открыто писавших и открыто говорящих о своей национальной принадлежности, о гордости быть свободными людьми в своей стране — мы не должны забывать никогда. Вечная память.
Урочище Сандармох. Источник: 1 — Википедия, 2-3 — личный архив Любови Сумм.

Не для коммерческого использования.
Дизайн и верстка, подготовка материалов:
Ирина Шанаурина shanaurina@gmail.com